Особняк уцелел вовсе не из милости французов Поделиться

27 декабря, как уже писал «МК», столичную прессу впервые впустили в Музей-усадьбу Льва Толстого в Хамовниках. Порог старинного дома, откуда из-за масштабной реставрации пришлось вывозить все экспонаты и обстановку, а потом так же бережно возвращать на места, журналистам позволили переступить только в бахилах.

Раскрыты три главные «загадки» дома Льва Толстого в Хамовниках

Во время экскурсии от праправнука писателя Владимира Ильича Толстого и хранителя мемориального фонда Госмузея Льва Николаевича Толстого Натальи Зубковой были раскрыты три главные «загадки» старинного особняка.

Почему дом уцелел во время великого пожара в Москве 1812 года?

Историю о том, что в особняке «квартировались» французы и поэтому конкретно данное здание они не подожгли при отступлении, знают все, но почему в принципе уцелели Хамовники? Помимо объяснения, что район облюбовали враги, в частности, корпус полководца Луи Никола-Даву, появилось чисто житейское: его озвучили во время экскурсии. Оказывается, Хамовники в начале XIX века утопали в садах – это обстоятельство замедляло распространение огня.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Михайловском театре состоялась мировая премьера «Дон Кихота»

Зачем ступеньки лестницы дома в годы, когда он уже принадлежал семье Льва Николаевича, обили «солдатским» сукном?

Здесь очень просто. Многочисленные дети Толстого и Софьи Андреевны использовали лестницу в качестве «горки», съезжая по ней на больших подносах, примерно как Кевин Маккалистер в фильме «Один дома». Хозяину поместья это могло помешать работать, поэтому были предприняты меры по «шумоподавлению».

Что за странные крюки вбиты в дверном проеме одной из спален?

Опять-таки – объяснение нужно искать, выяснив сначала, что это за комната. Оказывается – детская. Смотрители пояснили: это исторически достоверные приспособления, с помощью которых во времена, когда дом был заполнен суетой и детским смехом, подвешивались обычные качели.

Кстати, единственным уголком, где в толстовском доме было тихо, оставался «потайной» кабинет классика, куда попасть можно было, только пройдя по длинному коридору.