Как французы учили турок «бить русских», но не научили Поделиться
Когда Дмитрий Харатьян снимался в телефильме «Гардемарины, вперед!», ему было 27. Из тройки главных героев в «Гардемаринах III» 1991 года участвовал один Дмитрий Вадимович, так что зрителям последующих продолжений не резало глаз его «одиночество». В 2023 году народному артисту «стукнуло» 63, поэтому, когда легендарная Светлана Дружинина вынесла на афишу заветное слово «Гардемарины» и совместное фото с Михаилом Мамаевым, Александром Домогаровым, Харатьяном и только одним артистом-«новичком» (плюс сыгравшим Суворова 70-летним скульптором Владимиром Суровцевым), мы все равно понимали, зачем нужно появление «старой гвардии» на экране. О новом фильме, увиденном на широком экране, — корреспондент «МК».
Журналисты чуть не «загнали» Харатьяна
Дмитрий Харатьян в своем далеко не молодом возрасте очень хорошо обращается со шпагой. В кадре он прекрасен — это факт. Для сравнения: Брюс Уиллис в некоторых последних фильмах своей блистательной карьеры играл человека, фактически стоящего на одном месте и говорящего через гарнитуру с персонажами, которые делают за него всю работу. Но русский гардемарин — он и на «пенсии» гардемарин.
Умиляет финальная песня в титрах: «Едины парус и душа,/Судьба и Родина едины» поется на этот раз одним голосом. Создается впечатление, что мелодию специально сделали чуть медленнее, чем три десятка лет назад. Но от этого узнаваемость не страдает, и любовь к Харатьяну со стороны зрителей не уменьшается: в кинотеатре «Мосфильма», где вторую часть дилогии «Гардемарины 1787» показали 10 ноября, его встречали как звезду первой величины.
«Народный артист России Дмитрий Харатьян», — объявили громогласно, и толпа всколыхнулась, устремившись к поднимающемуся по лестнице человеку. Сразу стало понятно, кто тот «гвоздь», на котором все держится. Журналисты не давали Харатьяну покоя. За несколько минут до начала показа актер просто отошел в сторону, зажал под мышкой цветы и пил воду из бутылки, как спортсмен после кросса. Его явно «загнали» в тот вечер.
Светлана Дружинина, приглашая актеров на сцену, называла каждого своим другом — «мои друзья» звучало чаще, чем любые другие слова. Режиссер заставила зрителей огромного зала аплодировать каждому, кто работал над ее кинолентой, включая операторскую бригаду, художников по костюмам и технических работников. Но овации были заслуженными и искренними.
Молодым везде у нас дорога
От Харатьяна, способного еще дать пару уроков фехтования молодежи, не отстает и Александр Домогаров. Он как бы разменял седьмой десяток, но лихо скачет на лошади и, по словам Дружининой, без седла, эффектно и профессионально.
Михаил Мамаев тоже не изменил статусу супергероя екатерининской поры, Ольга Машная уже не просто возлюбленная, а супруга и мать — естественно эволюционировала с момента последних событий. Боярский — бесспорный мэтр, его появление в фильме — кратковременное, но зрители понимают: да, это тот самый де Брильи (пусть и «воскресший»), и его присутствие в сиквеле не нужно оправдывать придумками, как было с преклонным Шварценеггером в «Темных судьбах».
Однако «старая гвардия», как во многих продолжениях, призвана сделать одно — передать бразды правления новым героям. Между «уйти на покой» и «уйти на второй план» есть огромная разница, но неизбежно придется полностью сосредоточиться на том, что происходит с детьми гардемаринов. И дело зрителя — принять их и с таким же увлечением, как в 1987 году, следить за их приключениями и любовными похождениями или не делать этого.
В обеих частях — обозначенных словами «Мир» и «Война» во второй части названия — события вертятся вокруг детей героев первых «Гардемаринов». Это сын Алеши Корсака и Софьи Александр (Андрей Лаптев, актер 1998 года рождения, выпускник «Щепки») и его возлюбленная Александра Ягужинская, как можно догадаться по фамилии — дочь Александра Белова. Ее роль исполнила дебютантка Ника Здорик, причем Андрей Лаптев со своей задачей справился чуть лучше, Ника слишком жеманничает и местами переигрывает, но, видимо, так видит образ роковой красавицы.
Историческим фоном любви выступает русско-турецкая война. И да — если цель киноленты, поддержанной в том числе РВИО и Минобороны, показать, как русские били турок, нарушивших Кючук-Кайнарджийский мирный договор и покусившихся на Крым, — без сексапильной пары нескучно это сделать было невозможно.
Даже в СССР Бог был с русскими
И здесь возникает резонный вопрос — не слишком ли много патриотизма в киноленте «Гардемарины: 1787. Война». Да, его там более чем достаточно. Но и в «Гардемаринах, вперед!» европейские державы хотят загнать Россию обратно в леса и болота, мечтают, чтобы она свернула с пути, проложенного Петром I. «Россия должна стать морской державой», — патетично говорит Алешка, и в разгар перестройки никому ухо это не резало. Все мечтали освободиться от советской действительности и вернуться к национальным истокам русского государства. «Пора вернуть эту землю себе», — пел тогда нынешний рок-музыкант-иноагент.
И неудивительно, что в продолжении, созданном в 2023 году, акцент сделан на Крыме, на турках, которым французский специалист помогает строить фортификационные сооружения на песчаном берегу (съемки этих сцен велись на территории полуострова) и вообще наставляет, как бить «русских свиней». Естественно, безуспешно: наши пробрались в стан неприятеля, ужалили в самое сердце и победили (без спойлеров подробнее об этом рассказать невозможно).
«Крым — наш» XYIII века воспринимается нормально, а через полвека будет смотреться как киноклассика. Улыбку вызвало многократное упоминание мариупольцев: «Как там сражаются мариупольцы? Молодцы мариупольцы!». Это сделано, чтобы показать связь с реалиями новых территорий РФ — мол, выходцы из сегодняшнего Донбасса, бахмутские и луганские казаки служили России, поэтому их не бросили в 2014 или 2022 годах. Но мне показалось, что все же это малоизвестная страница истории, и зрителю, особенно молодому, сложно будет сделать так, чтобы в массовом сознании мариупольцы стали такими же крутыми парнями, как донские казаки, советские чапаевцы/буденновцы и так далее. Но может быть, мы стоим у истоков нового исторического «бренда».
Упомянуть стоит еще о том, что новые «Гардемарины» изобилуют сценами, где персонажи молятся или обращаются к Богу за помощью. В Первую мировую, по свидетельству тогдашних офицеров, солдаты были очень религиозными, что тут говорить о современниках Екатерины Великой. Но все же частота повтора кажется избыточной. Есть фильмы целиком христоцентричные, как православный шедевр Павла Лунгина «Остров», где молитва звучит постоянно, к чему обязывают монастырские стены и отшельничество персонажа Мамонова. Молятся командиры и матросы в киноленте «Адмирал», попав в безвыходное положение, — и Бог показывает явно, что он с русскими. Но там религиозный компонент выступает зерном, из которого в душе зрителя вырастает дерево Веры, но само дерево не снимают крупным планом, если выражаться метафорически.
Наконец, местами фильм показался слишком кровавым. Да, в нем звучит пожелание, чтобы «ножи резали только хлеб», но эти самые ножи в тела русских и неприятелей вонзаются (с фонтанирующей кровью) опять-таки часто. Условного младенца убивает осколком в кукольную головку, и это демонстрируется крупным планом. Ядро сносит голову лошади — все это кровь и кровь, при возрастном допуске «12+».
В титрах мы прочтем, что ни одно животное не пострадало — но это слабое утешение. В песне «Мушкетеров» был «в грудь влетающий металл кровопролитья, кровопролитья», но там для зрителей была «анестезия» в виде удали и юмора, а здесь все прямолинейно и буквально.