Баритон Эльчин Азизов дебютировал как режиссер и художник Поделиться

В Большом театре на Новой сцене триумфально прошла премьера оперы П.И. Чайковского «Иоланта». Овации и крики «браво», разумеется, нередко звучат в этих стенах, однако на этот раз градус восторга зрителей реально оказался на высочайшей планке. Причин немало. Прежде всего – качество спектакля, поставленного дебютантом в сфере режиссуры, однако далеко не новичком в оперном искусстве, народным артистом Азербайджана баритоном Эльчином Азизовым. И, пожалуй, этой постановке светит счастливая прокатная судьба.  

Премьера «Иоланты» в Большом театре открыла 250-й юбилейный сезон

тестовый баннер под заглавное изображение

По крайней мере три версии «Иоланты», предшествующие нынешней, хорошо помнят взрослые меломаны. Первая из них – знаменитая постановка 1974 года, продержавшаяся на сцене более двадцати лет и ставшая эталонной, прежде всего благодаря звездам Тамаре Милашкиной, Владимиру Атлантову и Евгению Нестеренко. До сих пор многие тенора, исполнители партии Водемона, сопоставляют себя с великим Атлантовым и даже текст поют так, как пел Атлантов: в советской редакции, аккуратно снизившей религиозный аспект либретто.

В 1997 году решили «Иоланту» переставить. И получилось совсем неплохо. Красивая сценография Сергея Бархина, чуткая режиссура Георгия Ансимова, тонкое прочтение партитуры совсем молодым в ту пору дирижером Павлом Сорокиным. Однако экспансия радикальной режиссуры в начале нулевых поджимала. И в Большой театр зашли драматические режиссеры, не умеющие читать партитуры, зато хорошо знающие, чего требует статус «европейского» оперного режиссера. «Иоланта» держалась дольше других, но и ее час пробил. И вот в 2015 году появляется постановка Сергея Женовача и художника Александр Боровского, вполне адекватная модным трендам. Спектакль спасали артисты и музыканты – дирижер Антон Гришанин, исполнитель роли Роберта Игорь Головатенко, прекрасная Иоланта Екатерина Морозова и сам Эльчин Азизов, спевший партию Эбн-Хакиа.

В нынешней постановке Азизов взял на себя функцию режиссера и художника по костюмам. Маэстро Гришанин остался за пультом. А Игорь Головатенко вновь спел партию Роберта, да так, что зал чуть было не заставил его бисировать.

Пожалуй, впервые Новая сцена, призванная в свое время стать площадкой для эксперимента, оказалась местом, где в полной мере торжествовала традиция. Впрочем, наблюдая за теми событиями, которые происходят в музыкальном театре, стоит признать, что именно традиционное прочтение того или иного материала сегодня является абсолютно новаторским и экспериментальным. Уж так публика и критика привыкла к всевозможным вывертам и интерпретациям, что смыслы, прочитанные по верхнему слою, становятся открытием.

Именно так Азизов прочел гениальную партитуру Петра Ильича Чайковского на прекрасное либретто своего брата Модеста. И показал историю прозрения – не в результате успешной операции, а как осознанного и выстраданного обретения Света и Бога.

На сцене – два мира: один из них тревожный, сумрачный. Это роща, по которой гуляет ветер, здесь колышутся кроны вековых деревьев под темными облаками. Но вот он сменяется картиной другого мира – волшебного, сказочного, исторически узнаваемого, но все же остающегося на территории творческой фантазии. Прекрасный замок, цветы, фонтан (хотелось, кстати, чтобы он в какой-то момент забил струями воды). Художник Альона Пикалова, ведомая фантазией режиссера, создала по-настоящему райскую атмосферу, окружающую Иоланту. Костюмы придумывал сам Азизов, как бы вернув те времена, когда певцы имели право сами сочинять свой облик. Известно, что это сделал Шаляпин в опере Бойто «Мефистофель». Сказать, что эти костюмы богаты и красивы – мало. Они невероятно гармоничны по цвету, отделке, оттенкам парчи и шелка, золота и чего-то еще, что рождало желание подробно рассмотреть каждый наряд: ни одно платье не повторяется. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Мария Шукшина поставила перед Адабашьяном вопрос ребром: патриотизм или коммерция

Иоланта – молодая, изящная, нежная обладательница замечательного сопрано Полина Шабунина. Ее сцена с Водемоном – великолепная актерская и вокальная работа Бехзода Давронова – та, в которой рыцарь понимает, что девушка лишена зрения, трогательна до слез. Без излишних актерских деталей, не хлопоча лицом и телом, артисты добиваются абсолютной психологической достоверности ровно в тех рамках, в которой она требуется в классическом оперном жанре.

Игорь Головатенко, как уже говорилось, сразил публику знаменитым хитом «Кто может сравниться с Матильдой моей». Конечно, эта ария всегда вызывает ажиотаж публики. Она не зря стоит в одном ряду с такими стопроцентными оперными шлягерами, как Una furtiva lagrima, Casta Diva или хор евреев из «Набукко». Но здесь произошло что-то особенное – и Игорю Головатенко пришлось останавливать неистовство зала красивым рыцарским жестом, что вызвало у зрителей еще одну волну радости. Давронову пришлось нелегко: как по контрасту с бешеной энергией «Матильды» прозвучит его нежнейшая созерцательная ария «Погружена в покой полночный, любовь во мне, мечтая, спит…»? Но все вышло прекрасно. И тенор был встречен не меньшей долей аплодисментов и криков «браво».

Почему это так важно? Прежде всего потому, что Азизов, будучи сам оперным певцом, выстроил свой спектакль так, чтобы дать артистам оптимальные условия для существования на сцене. И вовсе не в ущерб театральности: постановка ничем не напоминает «концерт в костюмах». Наоборот, отсутствие надуманных «мотиваций» или неудобных мизансцен, раскрывает актерское мастерство певцов. Именно так существует на сцене Михаил Казаков в роли – именно в роли, а не просто в партии – короля Рене. Он создает по-настоящему трагический образ отца, который осознает свою вину перед дочерью. Но в этом нет ничего бытового – Казаков и весь ансамбль артистов играют высокую трагедию.

Каждый солист здесь точен – Александр Краснов в партии Эбн-Хакиа, Светлана Шилова в роли Марты. Особенно хочется отметить артиста Молодежной программы Кирилла Сикору в роли Альмерика. Вспомнилось, что нынешний Водемон Бехзод Давронов тоже когда-то начинал с этой небольшой роли. И есть все основания предполагать, что Сикора вскоре будет петь партии первого положения.

В пассионарной стихии живет и оркестр под управлением Антона Гришанина. Все крупно, внятно, наполнено контрастами. Мастерски сыграны соло, выразительно и сочно звучат эпизоды, исполненные медной группой. И, конечно, именно это адекватно музыке Чайковского, которому категорически не свойствен бытовой «психологический» реализм.