Фильм рассказывает о молодых питерских ребятах в состоянии горения Поделиться
«Золотого медведя» 72-го Берлинского кинофестиваля в конкурсе короткого метра получила россиянка Анастасия Вебер за 20-минутную игровую картину «ТРЭП». Это ее дипломная работа в Санкт-Петербургской школе нового кино.
Ночь. Клуб. Драйв. Мерцание огней. А потом резкий утренний свет, другая и обычная жизнь. Полицейский задерживает Степанова Александра. Руки у парня грязные. Он нервничает, очень подозрительный. «Покажите последнюю фотографию, контакты. Марина? Пропущенные звонки? Ваша девушка?», — допытывается полицейский. Оказывается, сестра. Дальше спортзал, тренировки, бег на тренажере. В дни, когда идет Олимпиада, это смотрится по-особому. Откуда силы после бессонной ночи? Только в молодости организм способен на такие перепады. Красивая девушка едет в городском транспорте, натягивает свитер. После бурной ночи надо идти в школу, где ждут тетради и дети. Девушки на экране красивые, с благородными тонкими лицами. Ногти голубые, серьги до плеч. Любовь на ходу в каком-то подвале под трубами, но чувства от этого не менее сильны. Все на бегу, на ходу, в движении.
Никакого нарратива, который в школе нового кино воспринимается как ругательство. Никаких архитектурных красот Петербурга, только городские окраины, электрички, уличные музыканты, перроны, собаки, несущиеся за девушкой. Жизнь куда-то летит. А потом пластический этюд на траве, драка, свалка, словно в замедленной съемке. Бритоголовые парни, самые обычные, с современных улиц, как ужи извиваются в траве. Руки сплетаются, головы закинуты, обнажаются ровные ряды зубов. Есть что-то завораживающее и пугающее в этом танце на земле.
Работу над фильмом Анастасия Вебер начала в 23-летнем возрасте, будучи второкурсницей Санкт-Петербургской школе нового кино. Проект победил на питчинге в Московской школе нового кино, и это был шанс, финансовое подспорье, позволившее начать производство картины. Снималась она в Петрбурге, городе, где родилась в 1995 году и выросла на его окраине Анастасия. Трэп – это музыкальный стиль, образ жизни, состояние внутреннего горения. Как объяснила сама Настя в интервью, «трэп — это когда ты уже давно должен был сдохнуть, но ещё по какой-то причине жив, когда чувствуешь слишком остро и живёшь, выбрав в качестве ориентира свою внутреннюю правду и страсть». Фильм рассказывает о радикализме, свойственном молодым. Им в принципе трудно. Чувства обострены до предела, а возможности проявить себя почти нет. Вот и возникает ощущение безнадежности. По словам режиссера, это простая история про брата и сестру. Сашу сыграл Игнат Двойников. Это он пытается отвоевать девчонку у друга, с которым занимается в школе олимпийского резерва. Сестру Марину, днем работающую учительницей, а по ночам танцующую в клубе, сыграла Елизавета Брошкова — не актриса, а социальный педагог. В других ролях тоже заняты непрофессиональные артисты, студенты. Случайных лиц нет.
Получая награду, Анастасия Вебер благодарила родителей и друзей, вспоминала ушедшего от ковида близкого человека Андрея Михайленко, которому посвятила свою картину. Выглядела Насты великолепно – настоящая красавица, ослепительная блондинка в элегантном белом жакете. И речь ее была очень искренней и эмоциональной. Анастасия уже участвовала в международных фестивалях, а ее фильм «Синдром Ио» получил две награды на престижном кинофестивале в Оберхаузене. «Золотой медведь» даст ей возможность подать заявку на участие в оскаровской номинцации «Лучший короткометражный фильм». Анастасия также работает вторым режиссёром, пишет стихи.
Это не первый российский «Золотой медведь». В основном конкурсе главную награду Берлинале получали «Восхождение» Ларисы Шепитько и «Тема» Глеба Панфилова, а в короткометражной секции – «Фараон» Сергей Овчарова, документальное «Прибытие поезда» Андрея Железнякова, анимационные картины.
Жюри основного конкурса под руководством режиссера М.Найта Шьямалана присудило «Золотого медведя» испанской картине «Алькаррас» Карлы Симон о жизни семьи фермера в Каталонии, о том, как люди выращивают урожай, сообирают персики, а потом их уничтожают. Зрители с этой картины уходили, но часть критиков ее все-таки оценила, совпав в своем мнении с жюри. В другой конкурсной секции «Встречи» за лучшую режиссуру отметили Сирила Шаублена, снявшего фильм «Беспокойство». Его героем стал русский анархист Петр Кропоткин.