Фильм рассказывает о молодых питерских ребятах в состоянии горения Поделиться

«Золотого медведя» 72-го Берлинского кинофестиваля в конкурсе короткого метра получила россиянка Анастасия Вебер за 20-минутную игровую картину «ТРЭП». Это ее дипломная работа в Санкт-Петербургской школе нового кино.

Питерский режиссер Анастасия Вебер победила на Берлинале с кроткометражкой «ТРЭП»

Ночь. Клуб. Драйв. Мерцание огней. А потом резкий утренний свет, другая и обычная  жизнь. Полицейский задерживает  Степанова Александра. Руки у парня  грязные. Он нервничает, очень подозрительный. «Покажите последнюю фотографию, контакты. Марина? Пропущенные звонки? Ваша девушка?», — допытывается полицейский. Оказывается,  сестра.  Дальше спортзал, тренировки, бег на тренажере. В дни, когда идет Олимпиада, это смотрится по-особому. Откуда силы после бессонной ночи? Только в молодости организм способен на такие  перепады. Красивая девушка едет в городском транспорте, натягивает свитер. После бурной ночи надо идти в школу, где ждут тетради и дети. Девушки на экране красивые, с благородными тонкими лицами. Ногти голубые, серьги до плеч. Любовь на ходу в каком-то подвале под трубами, но чувства от этого не менее сильны. Все на бегу, на ходу, в движении. 

Никакого нарратива, который в школе нового кино воспринимается как ругательство. Никаких архитектурных красот Петербурга, только городские окраины, электрички, уличные музыканты, перроны, собаки, несущиеся за девушкой. Жизнь куда-то летит. А потом пластический этюд на траве, драка, свалка,  словно в замедленной съемке. Бритоголовые парни, самые обычные, с современных улиц, как ужи извиваются в траве. Руки  сплетаются, головы закинуты, обнажаются ровные  ряды зубов. Есть что-то завораживающее и пугающее в этом танце на земле.  

Работу над фильмом Анастасия Вебер начала в 23-летнем возрасте, будучи второкурсницей Санкт-Петербургской школе нового кино. Проект победил на питчинге в Московской школе нового кино,  и это был шанс,  финансовое подспорье,  позволившее начать производство картины. Снималась она  в Петрбурге, городе, где родилась в 1995 году и выросла на его окраине Анастасия.  Трэп – это музыкальный стиль, образ жизни, состояние внутреннего горения. Как объяснила сама Настя  в интервью, «трэп — это когда ты уже давно должен был сдохнуть, но ещё по какой-то причине жив, когда чувствуешь слишком остро и живёшь, выбрав в качестве ориентира свою внутреннюю правду и страсть». Фильм  рассказывает о  радикализме,   свойственном  молодым.  Им в принципе трудно. Чувства обострены до предела, а возможности  проявить себя почти нет. Вот и возникает ощущение безнадежности.  По словам режиссера, это  простая история про  брата и сестру. Сашу сыграл Игнат Двойников. Это он пытается отвоевать  девчонку у друга, с которым занимается в школе олимпийского резерва. Сестру Марину, днем работающую учительницей, а по ночам танцующую в клубе, сыграла Елизавета Брошкова — не актриса, а социальный педагог. В других ролях тоже заняты   непрофессиональные артисты, студенты. Случайных лиц нет.    

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Тарковский, которого никто не увидит: к юбилею мэтра

Получая награду, Анастасия Вебер благодарила родителей и друзей, вспоминала ушедшего от ковида близкого человека Андрея Михайленко, которому посвятила свою картину. Выглядела Насты великолепно – настоящая красавица, ослепительная блондинка в элегантном белом жакете. И речь ее была очень искренней и эмоциональной. Анастасия уже участвовала в международных фестивалях, а ее  фильм «Синдром Ио»  получил две награды на престижном кинофестивале  в Оберхаузене. «Золотой медведь» даст  ей возможность  подать  заявку на участие в оскаровской номинцации «Лучший короткометражный фильм».   Анастасия также работает вторым режиссёром, пишет стихи. 

Это не первый российский «Золотой медведь». В основном конкурсе главную награду Берлинале получали «Восхождение» Ларисы Шепитько и «Тема» Глеба Панфилова, а в короткометражной секции  – «Фараон» Сергей Овчарова,  документальное «Прибытие поезда» Андрея Железнякова, анимационные картины.  

Жюри основного конкурса под руководством режиссера М.Найта Шьямалана присудило «Золотого медведя» испанской картине «Алькаррас» Карлы Симон о  жизни семьи фермера в Каталонии, о том, как люди выращивают урожай, сообирают  персики, а потом их уничтожают. Зрители с этой картины уходили, но часть критиков ее все-таки оценила, совпав в своем мнении с жюри.  В другой конкурсной секции «Встречи»   за лучшую режиссуру отметили  Сирила Шаублена, снявшего фильм «Беспокойство». Его  героем  стал  русский анархист Петр Кропоткин.