Взгляд на женщину сквозь призму ребенка Поделиться

На 79-м Венецианском кинофестивале, проходящем на острове Лидо, как никогда много фильмов, героями которых стали дети. При этом они лишь повод для разговора о взрослой жизни. В фокусе внимания оказалась женщина, которую режиссеры рассматривают через оптику ребенка — своего или чужого.

На Венецианском кинофестивале Пенелопа Крус и Кьяра Мастроянни предстали несчастными матерями

Год назад на пустынную звездную дорожку, лишенную из-за ковидных ограничений зрителей, Пенелопа Крус выходила с Антонио Бандерасом, чтобы представить «Официальный конкурс» аргентинских режиссеров Гастона Дюпра и Мариано Кона. Принимали Пенелопу как королеву Лидо. И в этот раз ее встретили по-царски. Сама она ничего не предпринимает для этого. Имя и биография работают на опережение. В аргентинской картине она сыграла режиссера, феминистку и лесбиянку, зацеловавшую прямо на площадке до умопомрачения начинающую актрису. Теперь она — несчастная мать, битая деспотичным мужем, воспитывающая дочь, предпочитающую одеваться как мальчик. У нее даже завязываются романтические отношения с ровесницей Сарой, не подозревающей о том, что это вовсе не парень. В «Необъятности» Эммануэле Криалезе Пенелопа Крус сыграла сорокалетнюю мать семейства. У нее трое еще маленьких детей, а муж ведет двойную жизнь, о чем его жена осведомлена. И вся ее жизнь — сплошная мука.

Премьера «Необъятности» состоялась в воскресенье, когда Венеция была переполнена туристами, приехавшими на ежегодную регату. Вечером толпы людей устремились на Лидо, заполонили площадь перед Зала Гранде. Соперничать в количестве поклонников с Пенелопой Крус мог разве что сыгравший каннибала Тимоти Шаламе, представлявший чуть раньше американскую картину «Вместе с костями» итальянского режиссера Луки Гуаданьино. Пенелопа Крус держит планку уже много лет. Ее присутствия в любой европейской картине достаточно, чтобы фильм попал на главные мировые фестивали.

Романтическая, несмотря ни на что, драма «Дети других людей» Ребекки Злотовски — это еще один взгляд на женщину через ребенка. 40-летнюю сексапильную Рашель, источающую женственность, великолепно сыграла Виржини Эфира. Ее героиня — школьная учительница, и тем непривычнее ее притягательный образ. В нашей традиции учительница — скорее синий чулок, унылое существо, неспособное любить. А у Рашель бурная личная жизнь, но нет детей. Наконец она встречает мужчину своей мечты. Совсем уж неожиданно в роли идеального любовника появился известный французский актер арабского происхождения Рашид Зем. Он один воспитывает маленькую дочь, хотя его первая жена, роль которой исполнила Кьяра Мастроянни, жива-здорова, просто у нее своя жизнь. Рашель привязывается к девочке, но в какой-то момент понимает, что она для нее все равно останется чужой, а мать, какой бы она ни была, все-таки мать.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Лувр выложил за чуть не выкинутую «Насмешку над Христом» 24 миллиона евро

Кьяра Мастроянни — дочь Катрин Денев и Марчелло Мастроянни — не сделала такой блистательной карьеры в кино, как они, и обречена на бесконечные сравнения с ними. Но тут она на своем месте: не очень молодая, в смятении, природу которого мы воспринимаем как данность. Что-то в ее жизни пошло не так, и вместе с собой она унесла в эту пропасть близких. Имя Кьяры Мастроянни первым стоит в титрах, хотя у нее совсем небольшая роль, и она во многом уступает Виржини Эфире. Ее великая мать Катрин Денев в самом начале фестиваля получила почетного «Золотого льва» за блестящую карьеру.

«Моника» Андреа Палларио — уроженца Италии, живущего в Америке (этот год урожайный для итальянцев, поработавших в других географических широтах) — еще одна женская история. Главная героиня, которую сыграла американка Трейс Лисетт, само торжество плоти. Она как переспелый плод, живет в томлении, но неожиданно устраивается сиделкой к немолодой женщине Евгении, нуждающейся в уходе (ее сыграла Патриция Кларксон). Между ними возникают странные чувства, как если бы они были мать и дочь, чего-то недополучившие в жизни — одна любви матери, вторая привязанности дочери. Когда дом становится пустынным, они остаются наедине, и возникает такой силы рефлексия, такая тайная жизнь двух женщин, которые не могут насытиться друг другом. Но всей правды зрителям раскрывать не стоит, пусть это будет для них сюрприз. В доме трое маленьких детей сына Евгении, и Моника относится к ним как к родным, но все равно остается на дистанции.

В японской конкурсной картине «Любите жизнь» Кодзи Фукуды молодая женщина теряет маленького сына, утонувшего в ванной небольшой квартиры во время семейного праздника. На похороны является отсутствовавший долгое время глухонемой отец мальчика. Он наполовину кореец, изъясняющийся языком жестов. Кажется, что жизнь остановилась и ничего хорошего больше не будет, хотя героине всего 34 года. Но все причудливо трансформируется. Жертвенная героиня, готовая оставить любимого мужчину, растившего ее ребенка, ради нуждающегося в заботе первого глухонемого мужа, вдруг сделает открытие: жизнь-то прекрасна, и все еще впереди. А странный кореец окажется не таким уж безобидным, разведет бывшую жену на деньги, чтобы отправиться на свадьбу к взрослому сыну от первого брака, которого он не видел лет двадцать. Но это чисто японский взгляд на мироустройство и женщину.