Режиссер защитил свою ученицу, в фильме которой нашли экстремизм

Фильмом Веры Кричевской завершается фестиваль «Артдокфест». По сюжету, топ-менеджер музыкальной радиостанции Наталья Синдеева начинает создавать телевидение для «нормальных» людей. К чему это привело, спустя 13 лет, и рассказывает  картина.  Главное, чтобы была возможность посмотреть ее спокойно. От бурных событий, происходивших на фестивале ежедневно, устали все – организаторы и зрители. Показы отменялись, переносились в онлайн, прерывались по вине неспокойных граждан, душевное здоровье которых и без того внушает опасение, а тут еще кукловоды появились.

На «Артдокфесте» Сокуров резко раскритиковал Минкульт

В последний фестивальный день кинорежиссер Александр Сокуров темпераментно выступил в поддержку своей ученицы, фильм которой не получил прокатного удостоверения, и показ на большом экране пришлось отменить, уйти в онлайн.

О Марьяне Калмыковой мы впервые узнали на «Кинотавре» в 2014 году. Она  представляла там короткометражку «Она ждёт», и  была отмечена  диплом Гильдии киноведов и кинокритиков «За расширение российского кинематографического пространства».

Свою новую документальную картину «Доазув» («Граница») Марьяна снимала не только как режиссер, но и как  оператор, сама написала сценарий. Она использовала хронику, снятую в Ингушетии, запечатлевшую  митинги, на которые вышли люди  после того, как в  2018 году было подписано соглашение о передаче ингушских земель Чеченской республике. Марьяна также поговорила  с простыми людьми,  живущими в Ингушетии, о том, что они думают об этих событиях.

По мнению чиновников Министерства культуры РФ, отказавших  в выдаче прокатного удостоверения, фильм «содержит материалы, нарушающие законодательство РФ о противодействии терроризму и экстремистской деятельности». Правила теперь жесткие. Если раньше на фестивалях можно было показывать фильмы, которые не имели прокатного удостоверения, то теперь это влечет за собой запрет на проведение  фестивальной деятельности на территории РФ  в течение трех лет.

Обсуждение картины тоже проходило на онлайн-платформе, и к нему подключился мастер Марьяны — Александр Сокуров. Он рассказал, как она серьезно работала. По словам Сокурова, стало ясно, что ей «можно приступать к работе над документальным фильмом, в котором есть сложная атмосфера и сложный предмет». Он очень эмоционально говорил об этом. Не каждый мастер умеет так защитить своего ученика.

«События на границе Чечни и Ингушетии вызвали  протестные настроения внутри ингушского населения, — сказал Сокуров. —  Когда последовало предложение моей уважаемой ученицы сделать об этом фильм,  я был очень рад.  Она мне показала первый вариант. Мы обсудили все, что касалось профессиональной стороны. Я  был удивлен общей культурой этой работы, восхищен тем, как существуют в кадре ее герои, безукоризненным русским языком моих ингушских соотечественников. Фильм исполнен огромного уважения ко всем этим людям. Он не имеет никакого отношения к тем формулировкам, о которых мы узнали из документов Минкульта. В каком состоянии надо было находиться, чтобы написать  этот  поразительный документ? Его рассмотрели на нашем Совете по правам человека и очень удивились, не понимали, с какого конца  подходить. Настолько это безумно. Я показывал эти документы в Конституционном суде. Мне сказали, что  запрещение показа и  радикальная акция Министерства культуры юридически неправомерны. Таким  образом запретить показ нельзя».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Театр Олега Табакова показал премьеру спектакля «Наследники» по популярной русской пьесе

Сокуров оценил ситуацию глобально: «История очень неприятная. Она говорит о том, что перед всяким молодым человеком, который  сегодня собирается делать документальное кино,  стоят  большие и серьезные проблемы. Любая его попытка   заниматься содержательным документальным кино может расцениваться как политическая акция, и нет никаких ограничений  в том, чтобы  приписать любые, самые  страшные недостатки его работе. 

Нам в Российской Федерации нужно такое документальное кино, где серьезно рассказывается о том, что есть разные точки зрения на статусные  государственные ситуации, на национальные взаимоотношения. Нам абсолютно необходим этот фильм. Его достоинство еще и в том,  что он включает в диалог всех, кто  в той или иной степени заинтересован в разрешении этого, если можно так сказать, конфликта. Только с помощью диалога —  подробного, спокойного,  и  если угодно, интеллигентного изложения разных позиций, предоставления слова разным людям, по которым ударила неправомерная кувалда закона, можно   разрешить национальные и государственные проблемы».

Александр Сокуров призвал свою ученицу, сделавшую «серьезный шаг в документалистике», не падать духом: «Надеюсь, что агрессивные действия Министерства  культуры  моей страны против молодого кинематографиста не остановят вас,  и вы будете дальше работать  и добиваться художественных результатов».

Отвечая на вопросы тех, кто посмотрел ее фильм, Марьяна Калмыковой призналась, что и сама удивилась тому, что люди так честно и открыто говорят о важных для них вещах, за которые им может попасть: «У них настолько эта боль сидит внутри, и это многое объясняет».

«Доазув», по словам режиссера, в ближайшее время можно будет увидеть в онлайн. Она не считает,  что ее фильм  разжигает межнациональную рознь: «Я взялась за эту работу, чтобы рассказать о нас. Кавказ же большой. Мы все в чем-то похожи, но при этом очень разные. Надо снимать, как можно больше, показывать какие мы есть, какие у нас проблемы и боль. Боль объединяет все человечество».

В ближайшее время Марьяна намерена заняться своим художественным дебютом.