Впервые за 19 лет Поделиться
Это актриса проделала в финале спектакля «Мадемуазель Нитуш», который в Театре им. Вахтангова сыграли в 500-й раз. Спектакль-долгожитель поразил прекрасной формой и юмором, который в этот вечер бил через край.
За кулисами несколько приподнятое настроение — все-таки крутая цифра у «Нитуш». Мария Аронова уже в гриме, но еще без костюма. Нонна Гришаева спокойно говорит по телефону — ей выходить во втором акте. Умопомрачительный туалет и головной убор в перьях ее Корин спокойно ждет актрису.
Режиссер легендарной постановки Владимир Иванов уже отрепетировал финал, который прозвучит только один раз, потому что сочинен по случаю.
— Владимир Владимирович, вы знали, что ваша «Мадемуазель Нитуш» проживет почти 20 лет и вы будете отмечать пять сотен представлений?
— Ну что ты! Когда в 2004 году спектакль вышел, твои коллеги набросились на нас и чего только не писали о спектакле. Что это дешевая оперетка, нафталин, и обвиняли чуть ли не в пошлости. Но вот пятисотый спектакль, а если учесть, что в зале нашего театра 1508 мест, то… да, похоже, больше полумиллиона зрителей его посмотрели.
Сказал и ушел за кулисы. Туда еще не подняли торт, который вывезут в финале. Торт огромный, в пять ярусов и весом 25 килограммов. Каждый ярус украшен элементами занавеса и розочками темно-красного и нежно-розового цветов. Лента, кажется, из марципана, с названием спектакля опоясывает второй. Последний ярус венчает цифра 500. Приготовлено 500 свечей, которые участники всех лет общими усилиями задуют.
Участников было много, и вот два из них: знаменитые Владимир Симонов, он исполнял роль брата-близнеца героини Марии Ароновой — полковника. И Павел Любимцев, который до сих пор играет директора театра. Мимо пробежали «небесные ласточки» — воспитанницы пансиона при монастыре, все в серых клетчатых юбках и синих сюртучках; на их роли обычно рекрутируют студенток «Щуки». Главное требование — вокальные данные, поскольку у них несколько хоров.
Надо сказать, что «Мадемуазель Нитуш» — историческая постановка. Рубен Симонов начал ее репетировать еще в 1942 году в Омске, где театр находился в эвакуации, а премьеру сыграли в Москве в 1943 году. Но оперетку Эрве, которая пользовалась популярностью у публики, сыграли всего 146 раз, и в конце 40-х, на волне борьбы с космополитизмом, ее закрыли.
В 2004 году Михаил Ульянов, будучи худруком театра, принял решение возобновить постановку, что и было сделано. Режиссер Владимир Иванов, к тому времени имевший яркий курс в театральном училище, взялся за дело. Роль Денизы начала репетировать Нонна Гришаева, а мать-начальницу — ее сокурсница Мария Аронова. Флоридора (он же Селистен) поручили Александру Олешко.
Импровизация — вот на чем во многом строится спектакль, и вчера с этой точки зрения случился фейерверк. Шутили, казалось, все, но тон задавала, конечно, Аронова, которая не упускала случая, чтобы не поставить в трудное положение партнеров. Зал лежал, и это не преувеличение. Старый сюжет испытывали и шутками про ковид, и репертуаром современных звезд. Шутка высекалась на глазах у публики, здесь и сейчас.
А в финале Мария Аронова исполнила свои знаменитые куплеты, но с другим текстом. В них, в частности, был упомянут еще один участник, который, как и Аронова, 500 раз работал на «Мадемуазель Нитуш». Правда, его никто никогда не видел, потому что он сидит в оркестровой яме. Но теперь народ узнал героя — трубача Михаила Айнетдинова. Он дал соло на трубе, а мать-начальница, она же Мария Аронова, пошла на рекорд и дважды села на шпагат под крики и свист публики. Но 500-й стал единственным спектаклем, где это произошло трижды — первый раз Аронова садится на шпагат в конце второго акта.
Ну и, конечно, торт под занавес и коллективное задувание пятисот свечей. Долгие лета, «Мадемуазель Нитуш».