А «Золушка» стала символом советской Победы Поделиться

Подсчитано, что каждые 5 минут в мире, даже в самых отдаленных его уголках, где-нибудь да звучит музыка Чайковского. И главным образом музыка из его балета «Щелкунчик». У всех людей на земном шаре она ассоциируется с Рождеством и Новым годом… Но не «Щелкунчиком» единым. «МК» составил свой рейтинг из пяти лучших балетных спектаклей и вспомнил историю каждого из них.

История лучших новогодних балетов: на бой с мышами в «Щелкунчике» выгоняли лейб-гвардию

Балет № 1: «Щелкунчик» на все времена

«Щелкунчику» исполнилось 130 лет — в декабре 2022 года он как раз отмечает свой юбилей. Существует неисчислимое количество версий этого балета поставленных во всём мире. А премьеру в 1892 году должен был ставить сам Мариус Петипа. Но гениальный французский балетмейстер, с именем которого сегодня ассоциируется понятие «русский балет», успел написать для «Щелкунчика» только сценарий — и заболел. Волею случая первым хореографом стал ев Иванов. 

Спектакль изначально задумывался как детский: рассчитан был на детей, и танцевали в нем по преимуществу дети. Так, исполнительнице роли Клары — Станиславе Белинской было 12 лет! А Щелкунчику, прославившемуся в будущем танцовщику Сергею Легату ( будет первым педагогом Вацлава Нижинского) — 17.

Это была грандиозная феерия с огромным числом участников: вместо 24-х «снежинок», которые сейчас задействованы в «Щелкунчике» Большого театра в «Вальсе снежных хлопьев» у Льва Иванова были заняты около 60-и танцовщиц.

А в предшествующей этому вальсу сцене боя с мышами подмостки Мариинского театра неизменно заполнялись толпой пряничных и оловянных солдатиков, а также огромным мышиным войском, для которого даже не хватило учеников театральной школы. Так что мышами пришлось сделать воспитанников находящейся по соседству школы лейб-гвардии Финляндского полка.

Во втором акте главные герои попадали в волшебную страну Конфитюренбург, где Фея Драже и принц Коклюш исполняют па-де-де. Одним из украшений этого па-де-де был проезд через всю сцену замершей в красивой позе балерины на белоснежной вуали. Вуаль держал партнер, а фокус был прост: вуаль располагалась на специальной механической рейке, которая, собственно, и передвигала балерину. 

Завершалось это па-де-де, другим знаменитым балетным трюком — фуэте, которые крутила вышедшая на премьере в партии феи Драже итальянская звезда Антониэтте Дель Эра.Но о 32 фуэте пока речи не шло, Дель Эра могла крутить только 16… Для своего времени техника итальянской примы была почти акробатикой, и на неё, как на диковинку, валом валила публика.

С тех пор так и повелось, постановщики начиняют этот балет эффектнейшими трюками: в знаменитой постановке Юрия Григоровича Дроссельмейер, крестный главной героини девочки Маши, даже показывает детям фокусы.

А вот для «Щелкунчика» Кремлевской труппы (версия Андрея Петрова) фокусы разработал знаменитый иллюзионист Игорь Кио: огромная подарочная коробка, в которой находится Щелкунчик, поднимается под колосники и але-гоп — её дверцы раскрываются, а в коробке, висящей в воздухе, никого нет…

Несмотря на то что премьера первого «Щелкунчика» состоялась в Мариинском театре 6 (18) декабря 1892 года, показывали в России этот спектакль круглый год. Традицию давать балет под Рождество придумал основатель Американского балета Джордж Баланчин, некогда воспитанник императорского училища Георгий Баланчивадзе. Он как раз участвовал в первом «Щелкунчике» Льва Иванова и запомнил спектакль на всю жизнь.

Не забыл показать Баланчин в своем спектакле и знаменитое па-де-де, правда, секрет продвижения балерины на вуали воспроизвести у него не получилось. Именно этот балет Баланчина, поставленный в США в 1954 году, и положил начало повсеместной традиции рождественских «Щелкунчиков» сначала на Западе, а потом и по всему миру.

Балет же Баланчина стал настолько популярным, что в 1993 году его сняли как кинофильм. Роль Принца – Щелкунчика исполняет в нем ученик баланчинской балетной школы Маколей Калкин, прославившийся до этого в комедии «Один дома».

С 1980 года, после летней московской Олимпиады, традиция давать этот балетный шедевр именно 31 декабря закрепилась в Москве. С тех пор задолго до Нового года толпы желающих осаждают кассы Большого театра, выстраиваются в километровые очереди с обязательной записью,  перекличкой и дежурством по ночам в надежде приобрести заветный билетик на этот спектакль.

Балет «Щелкунчик» практически единственный заполняет в эти дни декабрьскую и январскую афишу почти всех театров мира, и фактически «кормит» балетные (а в оперных театрах, где дается этот балет, и оперные) труппы, целый год. Финансово он самый успешный спектакль в мире. Конкурентов у него нет или практически нет. Но все же существуют и другие балеты, которые театры ставят в свои афиши в дни новогодних и рождественских праздников.

Балет № 2:«Золушка» под бой курантов

Если сама кукла Щелкунчик и музыка Чайковского к одноименному балету в силу своей популярности сами стали символом Рождества и Нового года, то другой балет, который раньше часто показывали в Большом театре в предпраздничные дни, причисляется к новогодним именно потому, что центральная тема этого произведения – тема времени, а часы 12 раз отбивающие полночь — один из главных образов.

Одним из первых сюжет о замарашке, ставшей принцессой, под названием «Сандрильона» (так Золушку называют на французский манер) был воплощен русским балетмейстером Иваном Вальберхом на музыку Даниэля Штейбельта в 1815 году в Санкт-Петербурге. Позже хореографом Альбером в 1822 году балет под этим же названием был показан в Лондоне, а в 1823 г. — в Париже. 

В 1824 г. постановка была перенесена в Москву балетмейстером Фелицатой Гюллень-Сор, и 6 января 1825 года ею торжественно открыли заново отстроенное после пожара здание московского Большого театра.

Приступал к написанию музыки на сюжет этого балета в 1870 году и Чайковский, но план так и не был осуществлен, музыка не сохранилась, а взамен балета композитор через шесть лет создал для Большого «Лебединое озеро». 

А самым известным из балетов на этот сюжет в XIX веке стала «Сандрильона» Энрико Чекетти и Льва Иванова, поставленная по сценарию Мариуса Петипа (сам маэстро принять участие в проекте не смог, поскольку заболел) в 1893 году на музыку Бориса Фитингоф-Шеля. Именно в этом балете знаменитая итальянская виртуозка Пьерина Леньяни впервые скрутила уже не 16, а целых 32 фуэте!

Но для мирового балетного театра балет «Золушка» ассоциируется прежде всего с музыкой Сергея Прокофьева. Идея вновь обратиться к популярной у людей всех возрастов сказке Шарля Перро пришла в голову театральному критику Николаю Волкову еще до Великой Отечественной войны.

Вскоре он написал либретто, а к весне 1941 года Прокофьев уже закончил музыку к первым двум актам. Однако началась война, и композитор вернулся к работе над партитурой лишь в 1943 году, уже в эвакуации в городе Молотове (ныне Пермь), совместно работая над спектаклем с балетмейстером и знаменитым танцовщиком Константином Сергеевым.

Федор Лопухов, возглавивший после войны балет Кировского театра, решил дать начинающему хореографу больше времени на подготовку. Между тем после тяжелых военных лет людям хотелось светлого, радостного искусства. Так что первым выпустил премьеру этого спектакля Большой театр, в результате сумев опередить ленинградцев на пять месяцев.

Именно этой московской постановке суждено было стать историческим «балетом Победы», то есть самым первым послевоенным балетом (премьера прошла на сцене Большого театра 21 ноября 1945 года), а кроме того, одной из самых знаменитых и грандиозных постановок советской эпохи. 

Балет поставил Ростислав Захаров, руководивший до войны балетом Большого театра, а роль Золушки исполняли три самые известные балерины того времени: в первом составе спектакль танцевала Ольга Лепешинская, во втором Галина Уланова (именно на этом спектакле, узнав, что танцует второй состав, она будто бы сказала: «Первый состав — это тот, когда танцую я»), в третьем — Марина Семенова, названная за эту роль «балериной Победы».

Теперь даже сложно вообразить, какое впечатление «Золушка» произвела на переживших лишения войны зрителей. Особенно поразили живших в коммуналках советских людей декорации Петра Вильямса. «Русскую «Золушку» елизаветинских времен» (так великий композитор охарактеризовал будущий спектакль в телеграмме, посланной в Кировский театр) художник задумал показать в интерьере петергофских и царскосельских дворцов, и сидевшие в зрительном зале солдаты и офицеры как дети плакали и радовались свершающемуся на их глазах чуду искусства.

Правда главные московские балетные театры «Золушку» теперь почему-то не слишком жалуют, и ни в одном из них (кроме «Классического балета Касаткиной и Василёва» и «Русского балета» Вячеслава Гордеева) в репертуаре этого балета нет. Зато увидеть его, причем именно в той самой, ставшей уже классической, редакции о которой я рассказал, можно в Санкт-Петербурге: в Михайловском театре этот балет идет в хореографии Ростислава Захарова в возобновлении Михаила Мессерера.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Друг скончавшегося Александра Левенбука рассказал о его последнем дне жизни

Балет №3: «Коппелия»

Хотя «Коппелия» — балет совсем не зимний, тем не менее, он до краев наполнен волшебной музыкой Лео Делиба, его очаровывающими и восхитительными вальсами, которые со всех сторон мы слышим именно в новогодние  дни.

Однако с «Щелкунчиком» у «Коппелии» много общего. Начнем с того, что этот балет тоже поставлен по сказке находившегося тогда на пике популярности Гофмана «Песочный человек». Как и «Щелкунчик», это новелла о кукле. Которую юноша Франц, увидев в окне мастерской Коппелиуса, принимает за живую девушку, перед самой свадьбой со своей невестой Сванильдой влюбляется в неё и, чтобы объясниться в любви, пробирается в мастерскую чудаковатого мастера.

Причем таких кукол-автоматов в балете множество (механические игрушки тогда были в диковинку), и во втором действии, проходящем в мастерской Коппелиуса, на мечах дерутся рыцари, танцует Звездочет или кукла, изображающая знойную Испанку с веером.

Коппелиус обладает магической книгой с заклинаниями и по её рецептам хочет перенести душу уснувшего у него в мастерской Франца, чтобы оживить сконструированную им Коппелию. Все это наполняет балет сказочностью, тайной, чудесами — их мы и ждем от новогодних праздников.

Как и в балете Прокофьева «Золушка», одной из важных в «Коппелии» является тема времени. В последнем акте на сцене стоят огромные часы, на которых восседают Хронос, вооруженный косой (персонификация времени) и амуры.

Раньше балет «Коппелия» в декабрьские дни показывался не только в Большом театре. Был этот он в новогодней афише и у Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, где шёл в версии Ролана Пети.

Люди у Ролана Пети похожи на кукол, а куклы — копии людей. Зато в избытке шарма и кабареточного очарования — балетмейстер какое-то время не только возглавлял балет Парижской оперы, но ставил танцы в Голливуде и был владельцем «Казино де Пари». Поэтому изысканная классика преспокойно уживается в его постановках с приемами варьете и мюзик-холла.

«Коппелия» лишнее тому подтверждение — танцовщицы здесь используют движения из твиста, ну а канкан доводит веселье до точки кипения.

Искрящаяся всякими придумками, невероятно забавная версия Пети сделана с французским шиком и пьянит очарованием, как бокал шампанского, который профессор Коппелиус преподносит в балете сконструированной им кукле. Этот герой у Пети одновременно элегантен и по-чаплински смешон. Он живет в мире иллюзий, влюблен в молоденькую Сванильду, смастерил по ее образу и подобию механическую куклу, за которой галантно ухаживает и кружит с бокалом шампанского в туре вальса.

Именно этого-то чудака-романтика, иллюзии которого рушатся в тот момент, когда живая Сванильда пробирается в его мастерскую и притворяется механической куклой, гениальный французский балетмейстер сделал самым главным персонажем своего спектакля. Его образу Пети даже придал собственные черты и обожал исполнять созданную для себя партию до самой старости.

Балет № 4: «Снегурочка»

А вот балет, который идет в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в новогодние дни и неизменно сохраняется в репертуаре — это   «Снегурочка». Он, как и «Щелкунчик», тоже поставлен на музыку Чайковского. Скажем сразу, известны всего три балета, музыку к которым написал гениальный русский композитор: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Однако существует ещё один балет, который иногда называют «четвертым балетом» Чайковского. Речь о «Снегурочке» советского хореографа Владимира Бурмейстера. 

Кстати, Владимир Павлович Бурмейстер приходился довольно близким родственником Петру Ильичу Чайковскому, а «Снегурочка» — один из лучших балетов Музыкального театра. Этот по-настоящему новогодний спектакль с Дедом Морозом, Снегурочкой, скоморохами и другими сказочными персонажами, пользуется успехом не только у просвещенных балетоманов, прекрасен он и для детской аудитории.

События в «Снегурочке» разворачиваются в царстве Берендея «в доисторические времена» на фоне красочных народных праздников, где задорно танцуют парни и девушки, веселят народ скоморохи, а в одной из сцен в пляс пускаются даже «коровы» — переодетые в шутовские костюмы жители деревни Берендеевки.

В эту-то деревню и приходит дочка Мороза — Снегурочка — в поисках не испытанной ею ни разу «человеческой любви»: подсмотрела в лесу свидание Мизгиря и Купавы, «вдруг ей так захотелось туда в деревню к людям, к этому красивому парню, так захотелось также обнять, так же крепко целовать его, как это делала девушка»…

После невероятного успеха «Лебединого озера», которое Бурмейстер поставил в парижской Гранд Опера, в своем репертуаре его постановку захотел заиметь и «Лондонский фестивальный балет» (ныне «Английский национальный балет»). Условие было только одно: это тоже должен быть непременно балет Чайковского.

Тогда-то и возникла идея со «Снегурочкой». Но такого балета у Чайковского, конечно же, нет. Зато есть музыка к одноимённой пьесе Островского: либретто, сочиненное Бурмейстером для этого балета, основывалось на пьесе-сказке классика русской литературы. И в марте 1873 года Чайковский за три недели написал по просьбе самого драматурга музыку к сказке-феерии, тогда только-только сочиненной. Премьера состоялась 11 мая в Большом театре, поскольку Малый в тот период ремонтировали.

Как это ни странно, пьеса особого успеха не имела. Музыка же понравилась многим. Это произведение Чайковского, ставшее как бы одним из мостиков от первых композиторских опытов к гениальному «Лебединому озеру» и опере «Евгений Онегин», и было взято Бурмейстером за основу. Но, кроме этого, использовалась также музыка Первой симфонии «Зимние грезы», серенады для струнных, Большой фортепианной сонаты и других сочинений Петра Ильича.

Сейчас такая практика соединения в балетной партитуре различных сочинений одного и даже разных композиторов повсеместна. Но Лопухов в «Весенней сказке» в 1947 году, а за ним и Бурмейстер в 1961-ом делали это в балетной истории одними из первых и действительно создали чрезвычайно популярную партитуру, которую и ныне используют для своих постановок по сказке Островского другие балетмейстеры. Например, так сделал Андрей Петров для собственной оригинальной (и тоже очень удачной) «Снегурочки», поставленной в «Кремлевском балете».

Балет № 5: «Продавец игрушек»

Иногда находятся смельчаки, которые и в наши дни создают балеты, способные конкурировать за внимание зрителей в новогодние праздники с «Щелкунчиком». Премьера такого балета состоялась совсем недавно в Кремлевском дворце, и называется он «Продавец игрушек». Как в «Коппелии» или «Щелкунчике» главным героем этого балета тоже становится мастер кукол. Только мастер этот живет не в сказочные времена, а в наши дни, и зовут его Николя…

Сюжет балета — по сути современная сказка. Действие её происходит в наше время в самый канун Нового года и начинается в Париже, но потом переносится в Россию, в Санкт-Петербург. А заканчивается балет в Москве, вокруг огромной елки.

В основе сказочной истории лежит одноименный роман Виктора Добросоцкого о парижанине, потомке русских эмигрантов первой волны, мастере кукол, который, оказавшись в предновогодние дни в России, влюбляется в русскую переводчицу и открывает в Москве свой магазин игрушек.

История эта по нынешним временам хоть и не особенно актуальна, но увлекательна и интересна. Она уже стала основой популярного фильма с Пьером Ришаром в одной из главных ролей, нескольких постановок драматических спектаклей, и даже оперы! Ну а для балета, жанра, в котором любой сюжет дает повод для танцев, оказалась просто незаменима.

При этом, как и в любом рождественском балете, в спектакле имеется елка, а также другие атрибуты Рождества. И если золотой ключик, который достался Николя от дедушки и открывает дверцу тайника с кладом, здесь оказался совсем из другой, вовсе не рождественской сказки, то непременный «Вальс снежных хлопьев» с 18 танцовщицами-снежинками в белых пачках, на сцене заполняет пространство почти как в «Щелкунчике».

В этом балете хореографа Андрея Петрова, поставленного для руководимой им труппы, практически всё сошлось — перед нами квинтэссенция интересной классической и современной хореографии, великолепной мелодичной музыки композитора Алексея Шелыгина, увлекательного и захватывающего сюжета в духе приключенческих романов со злодеями-преступниками и поиском сокровищ.