Он станет президентом, а его место займет чиновница Алла Манилова Поделиться

Несмотря на то, что в Минкультуры РФ информацию о смене руководства Русского музея называет «слухами», а сам Владимир Гусев пока воздерживается от комментариев, похоже, это не пустые сплетни. 77-летний искусствовед, который рулит империей по имени Русский музей с 1988 года, вот-вот уйдет с поста директора и займет почетную должность президента, подтверждают источники «МК», знакомые с ситуацией изнутри.

Источники: Владимир Гусев уйдет с поста директора Русского музея

Решение о смене статуса Владимир Александрович принял сам: просто возраст, да и здоровье уже не то, чтобы держать в узде пять дворцов, реставрационные мастерские, парки, филиалы. А вот решение отдать его место статс-секретарю — заместителю министра культуры Алле Маниловой стало, похоже, неожиданностью для коллектива музея, но, кажется, не для чиновников от культуры.

Несмотря на кажущуюся неожиданность известия, для Владимира Гусева именно сейчас самый подходящий момент уйти на почетную должность. Перед Новым годом он принимал в своей вотчине президента России, который прогулялся по экспозиции Михайловского дворца вместе с лидерами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, и все прошло гладко. Все остались довольны. 

В музейной истории уже был случай, когда директора почтенного возраста оставили на почетной должности в музее.

Вероятно, опыт Ирины Антоновой в Пушкинском подсказал выход. С 2013-го она стала президентом ГМИИ и до конца своих дней так или иначе участвовала в жизни родного музея. Собственно, до нее такого статуса, как президент музея, по сути, и не было (а если и был, то чисто номинальный). Антонова осталась в своем кабинете, занималась некоторыми проектами и в той или иной степени влияла на преемницу Марину Лошак. То есть опыт апробирован, значит, можно повторить.

У Аллы Маниловой тоже подошел возраст. Ей в том году стукнуло 65, так что она уже пересидела возможный для госслужащего срок. Еще в 2018-м году она вместо статуса заместителя министра культуры получила другой – как бы почетный – статс-секретарь-заместителя министра. Напомним, что согласно законодательству, госслужащие-женщины могут заниматься свои кресла до 60 лет. В связи с этим Алла Юрьевна, удерживавшая свои позиции в Минкульте уже десяток лет, видимо, посчитала, что пора вернуться на малую родину – в Петербург.

Уроженка Северной столицы, выпускница журфака Ленинградского университета имени Жданова, она начинала свою карьеру по профессии – в качестве журналиста. А в начале 2000-х ушла во власть. С 2003-го стала членом правительства города, в 2008-м – вице-губернатором. В 2011-м покинула должность по собственному желанию и уехала вместе с лучшей подругой Валентиной Матвиенко в столицу.

Слухи о том, что Алла Юрьевна готовится вернуться в родной Петербург в новом статусе, ходят уже не первый месяц. Ближайший соратник Маниловой Александр Воронко летом 2022 года занял видную должность в петербургском Музее политической истории. Говорили, что он возглавит музей, однако в итоге он оказался на позиции заместителя гендиректора. Тем не менее, это карьерное движение, которое вполне могло остаться кулуарным, расценили как подготовку плацдарма для самой Маниловой. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Моргенштерн бунтует, Милохин заигрывает с рок-истеблишментом: музыкальные новинки декабря

Дело в том, что Александр Воронко с 2008 по 2011-й возглавлял аппарат Аллы Маниловой – в бытность ее вице-губернаторства в Петербурге. А после отъезда начальницы в Москву работал в Комитете по культуре Петербурга (с 2013 года – заместитель председателя, с 2015 – первый зампред), пока в 2020-м его не уволил Александр Беглов. Тем летом Воронко написал в подведомственные комитету учреждения письма с просьбой представить предложения о сокращении штата на 10%, сообщив, что эта инициатива исходит от губернатора. Однако Беглов посчитал сию трактовку слишком вольной, и в негодовании написал на своей странице в соцсетях: «Некоторые чиновники проявили неуместную ретивость и выпустили скороспелый, непродуманный документ, который вместо конструктивного настроя создает панические настроения». В итоге сократили самого Воронко, а его место занял сын директора Эрмитажа – Борис Пиотровский. 

Однако Александр Николаевич не остался не удел, а отправился в Москву, где занял должность руководителя Департамента музеев и внешних связей министерства культуры. Так что исход Воронко домой, в культурный Петербург, летом 2022-го посчитали предзнаменованием возвращения в родные края и Маниловой. 

А тут и в Русском все совпало – одно желание достойно уйти на почетную должность – с другим. Звезды сошлись?

Что они пророчат непосредственно музею, который, между прочим, стабильно входит в десятку самых посещаемых музеев мира? Манилова ведь не искусствовед, а должность руководителя музея, тем более, такого огромного, весьма специфическая.

Тут важно не запутаться в сложных отношениях внутри империи «Русский музей». У каждого из пяти зданий, входящих в состав ГРМ (Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы, корпус Бенуа, Михайловский замок), не говоря уже Летнем и Михайловском садах, домике Петра I, своя специфика и штат. А ведь есть еще филиал в Кемеро и в испанской Малаге (с последней все непросто из-за геополитической ситуации, хотя договор с площадкой официально не расторгнут). На первых порах основная нагрузка по оперативному руководству и введению нового директора в курс дел, похоже, ляжет на Анну Цветкову – заместителя гендиректора Русского музея. Быть может, они найдут общий язык. Цветкову за последние пару лет критиковали за то, что она ликвидировала сектор прикладной социологии и работы с молодежью, а еще приняла решение следить за постами сотрудников ГРМ в соцсетях. Чтобы, не дай Бог, что-то не то не написали, не вынесли какие-то документы, сор из избы, она установила кодекс этики…

Сотрудники музея надеются, что переход власти будет плавным, все-таки Владимир Гусев останется президентом музея, и сложившаяся внутренняя экосистема не будет разрушена.