А режиссер Анатолий Васильев предпочел картину без песен и танцев, которые так любили в СССР Поделиться

В Иванове завершился 17-й Международный кинофестиваль «Зеркало» им. Андрея Тарковского. Финальная церемония прошла в конструктивистском здании железнодорожного вокзала, построенного в 1933 году. Там оборудовали кинозал и в течение недели с пленки показывали ретроспективу в честь грядущего 80-летия со дня рождения Олега Янковского.

Гран-при Международного кинофестиваля «Зеркало» получило индийское кино: выбор удивил

Гран-при присудили индийской картине «Шивамма» Джайшанкара Арьяра. В жюри входили российская актриса Ольга Лапшина, азербайджанский режиссер Фариз Ахмедов, казахстанский режиссер Дарежан Омирбаев. А возглавил судейскую коллегию выдающийся театральный режиссер и создатель театра «Школа драматического искусства» Анатолий Васильев. Лауреат на церемонии не присутствовал, как и другие победители международного конкурса, но произнес с экрана слова благодарности.  

Многих фильм-победитель удивил. Совсем молодые люди индийское кино вообще не знают, поскольку его нет в нашем прокате. Старшее поколение, выросшее на хитах Болливуда, помнит буйство красок, песен и танцев, свойственное кино этой страны, его слезоточивые истории. Но теперь там снимают великолепное авторское кино. На главных мировых фестивалях оно все еще редкий гость, зато в Роттердаме и корейском Бусане представлено богато. 

Джайшанкар Арьяр – кинорежиссер и ИТ-инженер из индийского Бангалора. «Шивамма» – его полнометражный дебют о женщине, живущей на задворках живописного в своей нищете города с прикованным к постели мужем и двумя детьми. Она торгует энергетическим напитком ради того, чтобы свести концы с концами. Ее жизнь настолько экзотична для нас, что за ней можно наблюдать бесконечно. Видимо, медитативность происходящего на экране и произвела сильное впечатление на жюри.  

Две другие награды достались картинам о жизни мигрантов. За режиссуру отметили «Фремонт» живущего в Лондоне иранского режиссера и номинанта премии BAFTA Бабака Джалали. Его картины участвовали в фестивалях в Локарно и Роттердаме («Radio Dreams» получили главную награду Tiger Award). Мировая премьера «Фремонта», снятого в США, состоялась на американском фестивале «Сандэнс». Главная героиня — ее сыграла прекрасная молодая актриса Анаита Вали Зада —   приехала в США из Афганистана, где работала  переводчицей в армии США. Чудом  получив американскую визу (ее коллег убивали), она осваивает жизнь  в чужой стране. Картина сделана минималистично, нежно и духоподъемно, как мало кому удается вообще, тем более в разговоре о тяготах мигрантах.   

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Они были единым целым»: Сафронов рассказал о последней воле Соломина

Спецприз присужден грузинскому фильму «Брайтон 4» Левана Когуашвили, представлять который на один день приезжала в Иваново Надежда Михалкова, сыгравшая небольшую роль иммигрантки. Леван – выпускник ВГИКа, учился в мастерской Марлена Хуциева, когда-то приезжал на ММКФ и встречался со своим учителем, как оказалось, в последний раз. Когуашвили также окончил Школу искусств Тиша при Нью-Йоркском университете, где учился у некогда советского режиссера Бориса Фрумина. Вместе они написали сценарий «Брайтона 4» о грузинском экс-чемпионе, приехавшем в Нью-Йорк к непутевому сыну. Вместе с ним зрители оказываются на Брайтон-Бич в среде грузинских, русских и среднеазиатских  иммигрантов. Леван умеет создавать неповторимую атмосферу в кино, и в этом главная прелесть его фильмов.   

Молодежь, представлявшая независимые телеграм-каналы, свои предпочтения отдала «Нише» Антона Ермолина – недавнего выпускника мастерской Алексея Учителя. Это смелая и талантливая картина о современной российской жизни, много в ней объясняющая с точки зрения молодых людей.

Приз зрителей достался Наталье Мещаниновой, представлявшей в программе российского авторского кино картину редкой отваги и искренности «Один маленький ночной секрет». Мировая премьера состоялась на недавнем Роттердамском кинофестивале, что стало прорывом, поскольку нашему кино закрыта дорога на мировые просторы. А потом наступила  тишина: ни проката, ни онлайн-платформ. Явно сказывается страх перед слишком сложной темой насилия в семье. А ивановские зрители были потрясены увиденным, подходили к Наталье, чтобы сказать важные слова и поделиться сокровенным.  

Спецприз «За вклад в кинематограф Андрея Тарковского» вручен режиссеру Евгению Цымбалу, работавшему на «Сталкере» и написавшему об этом бесценные воспоминания. За выдающийся вклад в киноискусство отметили мэтра Андрея Смирнова, представившего свой новый фильм «За нас с вами» о жизни советской семьи накануне смерти Сталина. Приз им. Александра Кайдановского, присуждаемый дирекцией фестиваля  лучшим актерам и режиссерам,  достался кинорежиссеру Юрию Быкову, и это было неожиданное решение в контексте «Зеркала». Награду вручал сам Анатолий Васильев, что ощутимо прибавило ей веса.   

Завершился фестиваль показом фильма «Анатомия падения» Жюстин Трие, получившего в мае «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.