На фестивале «Биомеханика» музыканты превращались в роботов Поделиться
Современная авангардная музыка удивительно сложно, неожиданно и гармонично сочетает в себе старинные инструменты, световые и визуальные эффекты и электронику. В этом можно было убедиться на фестивале «Биомеханика», который три дня к ряду потрясал сознание публики в Рахманиновском зале московской консерватории. «МК» побывал на заключительном вечере и послушал «космическую» музыку, которая рождается с помощью датчиков движения, инструментов эпохи барокко и мультимедийных технологий.
Если бы такие экспериментаторы, как Сергей Курехин и Всеволод Мейерхольд, побывали на этом вечере, они, наверняка, остались бы под впечатлением, как и все зрители этого музыкального события. Название фестиваля, очевидно, отсылает к обоим классикам разных эпох – и к легендарному проекту ленинградского музыканта-авангардиста, и к театральной технике режиссера, где важны ритмичность и точность каждого движения. Нынешняя «Биомеханика», существующая с 2015 года в виде короткого фестиваля, кажется, ушла еще дальше – вперед, в будущее.
Открылся финальный вечер авангардной музыки сольными выступлениями. Тон задал скрипач Даниил Коган – продолжатель знаменитой музыкальной династии. Он исполнил одно из самых изящных и элегантных сочинений французского композитора Пьера Булеза «Anthemes 2», написанное так, будто бы исполнитель играет в «звучащие шахматы» сам с собой.
Электроакустическое произведение построено на противостоянии – звук здесь разделяется надвое и спорит сам с собой. При этом в нем нет беспокойства, это очень гармоничная и стройная вещь. Заметим, что Булез был одним из первопроходцев нового звучания классических инструментов. В 1970-м его начинания поддержал Жорж Помпиду: с помощью президента Франции композитор и дирижер основал подземную студию – лабораторию новой музыкальной композиции и ее исполнения, впоследствии получившую всемирную славу.
Скрипичный авангард подготовил публику к еще более экстравагантным соло. Следом за Коганом на сцене появился баянист Венедикт Пеунов и сыграл музыку другого француза, молодого композитора Орена Боне, которая отличается динамикой и контрастными штрихами.
В следующее соло включилась технология мультимедиа. Виолончелистка Юлия Мигунова играла произведение кореянки Янг Сонг «Phoenix Eye, Dragon Eye», которое прежде никогда не слышали в России. Первая часть композиции исполнялась на лежачей виолончели, крепко-накрепко прикрепленной к столу. На экране можно было видеть, как виртуозно двигаются пальцы Юлии. Причем, изображение рук на дисплее то транслировалось онлайн крупным планом в цвете, то утраивалось, превращаясь черно-белое, то показывалось с задержкой. Словом, авангардное звучание соединилось с визуальной концепцией весьма органично.
Но настоящий фурор произвел альтист Сергей Полтавский. Альтистом его называют условно, для простоты представления. На самом деле Сергей играет на виоль д'амур – струнном инструменте, который был предтечей альта, ставшем особенно популярным в ХVIII веке. Полтавский исполнял совершенно фантастическую мультижанровую вещь немецкого композитора Александра Шуберта – «Оружие выбора». Шуберт известен своими сенсорными композициями, где сочетаются различные стили – такие, как хардкор, фри-джаз, популярная электронная музыка, техно.
Одно движение смычком в воздухе – и по залу эхом разнесся объемный и напряженный звук, который тут же отразился на большом экране – белыми волнами, парящими в черной пустоте. Еще один взмах — смычок врезается в инструмент, и звук растекается громовыми раскатами по залу.
Каждое движение музыканта отзывалось звуками и проявлялось на экране абстрактными изображениями. После концерта Сергей раскрыл «МК» секрет: на его смычке установлен датчик движения, который чутко реагирует на каждую манипуляцию. Его живое выступление (впрочем, как и у других исполнителей) дополнялось электронными отзвуками, за которые отвечала команда «диджеев», что сидели в первом ряду за несколькими компьютерными пультами.
Во втором акте вечера выступил оркестр – ансамбль солистов «Студия новой музыки», среди которых был и один из организаторов фестиваля Николай Попов. Кстати, музыковеды считают Попова и его товарища, второго автора «Биомеханики» Александра Хубеева, одними из самых выдающихся и оригинальных композиторов нашего времени в России.
В коллективной части музыка будущего взяла разгон и достигла апофеоза. Звук, изображение, световые эффекты, текст (в одном из сочинений звучали авангардный белый стих) – все работало вместе, на расширение сознания. В финале музыканты превратились в роботов: между игрой они вдруг «зависали» и начинали дрожать, как заевший механизм, а потом снова играли, подражая четким движениям машин. А когда прозвучал последний аккорд, у них словно села батарейка. Словом, акустический спектакль о путешествии в будущее был отыгран на «отлично». Зрителям потребовалась пауза, чтобы вернуться в этот мир из фантастического аудио-путешествия, и разразиться аплодисментами.