Хэви и шансон без примодненностей Поделиться
В музыкальной индустрии последние месяцы отмечены возвращением в игру корифеев самых разных жанров. Среди релизов середины апреля тоже есть альбомы от артистов, которые заработали себе право не торопиться с новинками. «МК» слушает и делает выводы.
Metallica / 72 Seasons
Полноформатный альбом Metallica чем-то сродни большому блокбастеру, по крайне мере по степени ожидания. Музыканты не томили публику до самого релиза и баловали синглами, причем все они звучали весьма многообещающе. За семилетний перерыв между альбомами, наверное, можно было бы придумать нешуточную революцию, но в планы группы это явно не входило.
Один раз они пытались сделать что-то подобное на альбоме Load (1996), однако хард-рок вместо трэша и модные стрижки вместо хайра по классике были немедленно преданы фанатской анафеме. С тех пор Metallica крайне осторожны с экспериментами и стараются во всем оправдывать ожидания публики.
Дело это непростое, потому как публика, конечно же, хочет еще один Master Of Puppets, … And Justice for All или Black Album. Ничего из этого на 72 Seasons нет и в помине прежде всего потому, что с хитами прежнего масштаба явно не сложилось. Но есть другое.
Название 72 Seasons отсылает к периоду формирования человека, проживающего с рождения до совершеннолетия как раз семьдесят два сезона. Все двенадцать треков альбома обладают неким психотерапевтическим эффектом. В текстах прорабатываются разные кризисные ситуации, а музыка, хоть и изрядно грузит, но все же дает шанс понять суровую красоты многих песен.
Время от времени музыканты флиртуют со своим прошлым, видимо никуда от этого им не деться, но дело здесь не столько в желании вспомнить восьмидесятые, сколько в том как они это отыгрывают. А отыгрывают очень даже лихо. Вероятно для имитации юношеского задора сейчас в студиях есть какие-то мудрые программы по обработке звука (пуристы уже все копья сломали в обсуждениях использует ли Ларс Ульрих при записи ударных драм-машины или все по-честному), но если не морочиться мыслями о всемирном музыкальном заговоре, то можно сказать, что новая Metallica звучит сногсшибательно громко, агрессивно и размашисто, в общем так, как она и должна звучать в идеальной жизни.
По сегодняшним меркам треки длинной более пяти, шести и даже семи минут кажутся почти рок-операми. И когда некоторые фэны в своих отзывах сетуют на то, что группе было бы неплохо нанять редактора, подобное замечание не выглядит совсем уж плохой идеей. Возможно на концертах на ура пойдут самые короткие: Lux AEterna и Too Far Gone?. Есть в них что-то от трэша в духе восьмидесятых, то есть удаль, которая заставляет сердца биться быстрее.
Впрочем, записывать остальное содержимое альбома в занудство и графоманию было бы, мягко говоря, не справедливо. Большинство из этих песен пусть не сразу, но все-таки добираются до сердца и разума. Самый показательный пример с финальной Inamorata. Чуть больше одиннадцати минут хронометража и явный свет в конце этого очень длинного тоннеля.
Михаил Шуфутинский / Черным по белому
В честь своего 75-летия легенда шансона выпустил новые песни и добавил к ним римейки хитов из золотого фонда. Не исключено, что самой сложной задачей было состыковать песни, между которыми годы и расстояния. В итоге это получилось во многом благодаря тому, что артист и его студийная команда избежали соблазна сделать звук примодненным.
По части примодненностей, кстати, Михаил Захарович далеко не промах. Еще не остыл его недавний альянс с Егором Кридом, в результате чего в мем-хите «Третье сентября» прижились речитативные куплеты. Публика же постарше помнит совместные треки с местной хип-хоп-легендой Bad Balance и нужно признать, что шансонье там совсем не был похож на безнадежного ретро-артиста. Шуфутинский вообще на многое горазд, в свое время руководил ВИА “Лейся песня”, что явно намекает на выссокую музквалификацию, а в шансоне оказался скорее по коммерческим соображениям.
Наверное именно опыт подсказал артисту, что собственную классику лучше немного отреставрировать, чем заново строить. Все-таки “За милых дам”, “Заходите к нам на огонек”, “Одесса-мама” и другие шлягеры уже фундаментально хороши в своем жанре и лучше не искать добра от добра. С похожей логикой Шуфутинский подошел и к новым песням. Вряд ли артист боится неожиданных аранжировок, скорее отдает себе отчет в том, что под строчки Ларисы Рубальской “вы мне нравитесь, взрослая женщина со следами от прожитых лет” нет особого резона подкладывать моднючие басы.
В результате для поклонников Михаила Захаровича только хорошие новости. Все девятнадцать треков альбома звучат как идеальное сопровождение к шальному вечерку в лучшем нэпманском ресторане города. А фирменная хрипотца на пару с жизнерадостными нотками по-прежнему на месте и чувствуют себя совсем неплохо.