Худрук Губернского театра рассказал о планах на сезон
Свой девятый сезон открывает Губернский театр. За час до того, как войти в зал, где собрались артисты, худрук Сергей Безруков рассказал обозревателю «МК» о планах на предстоящий сезон, сюрпризах своего Губернского и болевых точках российского театра.
— Сергей, поздравляем! Ты начинаешь сезон с пополнения в семье — все же третий ребенок, Василий Сергеевич.
— Не я один, у нас в театре серьезный демографический прирост — девять детей родили наши актеры, музыканты оркестра, другие сотрудники. Ну, и худрук постарался.
— Ты многодетный отец, но при этом у тебя и театр, и кино, и всевозможные проекты. Остается время помогать жене?
— Конечно, помогаю, и бабушки помогают. Дети — Маша и Степан — приняли Василия очень хорошо.
— Не очень-то ты охотно говоришь об этом, хотя в соцсетях активничаешь — Безруков на катере, Безруков с детьми, даже с урожаем яблок, который ты аппетитно трескаешь.
— Сделать снимок или короткое видео для Инстаграм — это не составляет труда, но я ставлю предел и пускаю поклонников только до определенной черты. Выкладываю в соцсети только то, что мне самому интересно — недавно выложил своего Бендера. Но также делаю репосты о ребятах-детдомовцах.
— Сезон Губернский открывает премьерой — «Безымянная звезда» в постановке молодого режиссера Александра Сазонова. На главную роль приглашен внук Аллы Пугачевой Никита Пресняков.
— Для Губернского это первая проба мюзикла. Я уже видел эскиз спектакля на нашем фестивале «Фабрика Станиславского» — мне понравилось. Да, роль учителя астрономии Марина Мирою сыграет Никита Пресняков, и его приглашение вполне оправданно — в мюзикле надо уметь петь. Но и в качестве драматического артиста Никита органично смотрится, он действительно по образу такой учитель-учитель: длинный, худой, в очочках. Мону будут играть Вера Шпак и Анна Снаткина. Получается такая яркая красивая история, тем более что мы с детства любим этот фильм, где блестяще работали артисты, для меня — особенно Михаил Козаков, но у нас будет свое решение.
Потом, не забывай, мюзикл — это такой урок дисциплины, это труд, труд, помноженный на труд. Опыт непростой, но очень хороший и нужный для моих артистов. Ведь я хочу, чтобы они пробовали себя в разных жанрах. Это моя задача — дать каждому себя попробовать.
— Всем артистам или только тем, на кого делаешь ставку?
— Всем. Недаром меня зовут губернским папой. Я ведь строю свой театр по образу любимой «Табакерки», в которой начинал и проработал много лет. Вот видишь, как получается: вчера у Олега Павловича был день рождения, 86 лет исполнилось бы моему учителю, а сегодня я собираю труппу. Он был нам как отец, и это не фигура речи: думал о каждом, знал все про каждого, старался придумывать всем работу. Выбирать костяк и работать только с ним — это совсем была не его и не моя история.
— Вопрос, как говорится, актуальней не бывает: как в репертуарном (не частном и не проектном) занимать артистов? Вот, например, в Ермоловском Олег Меньшиков режет по живому — увольняет 22 человека. Как ты к этому относишься?
— Я с этим столкнулся, когда придумал свой Губернский театр, а для этого нужно было слить две труппы. Проблема, с которой неизбежно сталкивается любой худрук: он видит, что есть, увы, профнепригодные артисты, да еще на бессрочных контрактах. Профнепригодного ты не можешь уволить по суду, а театральные институты выпускают молодых талантливых артистов. Я, например, сейчас сам взял нескольких ребят с курса Андрея Кончаловского и одного талантливого актера из Белоруссии, там закрылся театр. Но другое дело, когда худрук в угоду собственным взглядам, пристрастиям, вкусам увольняет одних, берет других…
Не берусь никого судить и не лезу в чужой огород, но давно мечтал о создании независимой комиссии, которая определяла бы квалификацию артиста — такая экспертиза должна быть. Я рад, что в премьере прошлого сезона — в «Дяде Ване» — я занял актеров старшего поколения, и они этому очень рады. Заказал Андрею Ларионову в новом сезоне пьесу «Женитьба» — тоже для артистов старшего поколения, причем для нескольких составов. Надо давать возможность людям развиваться.
Репертуарный театр — это семья, но, как говорил Олег Павлович, он не богадельня, а завод. А на заводе все должны работать на завод и повышение его благосостояния. Если вернуться к твоему вопросу, то я за обоюдный развод, и если прощаться, то лучше решать все полюбовно, без скандалов.
— В прошлом сезоне ты резко высказался о приглашении во МХАТ им. Горького звезды соцсетей Ольги Бузовой. А у самого на сцене представитель шоу-бизнеса, причем династийный.
— Мои претензии были даже не к исполнительнице (я не упоминал ее фамилии), а к руководству театра, которое даже не скрывало, что таким образом решило хайпануть. Но это происходит не на какой-нибудь экспериментальной сцене, а в Академическом Художественном театре — вот в чем проблема. Давай по гамбургскому счету: Сережа Бодров не профессионал, но он создал потрясающий образ на экране. Или Оксана Акиньшина — я с ней снимался, очень органично, потрясающе смотрится в кадре, хотя она тоже не профессионалом была, когда начинала. Я должен видеть результат, и я знаю, что у Никиты Преснякова все получится.
— Для нового сезона ты всегда готовишь какой-нибудь сюрприз. Что на этот раз?
— Во второй части сезона я сам приступаю к репетициям в «Маскараде». Буду играть Арбенина. Эту работу мы задумывали еще до пандемии, но остановили, потому что я не сторонник репетиций по скайпу. Надеюсь, что встреча с классикой состоится. Еще одна классическая пьеса — «Много шума из ничего», режиссер Анна Горушкина, и я уже упомянул работу для старшего поколения — «Женитьбу». Андрей Ларионов написал нам «Казанову» — мы уже сыграли предпремьерные показы. Роль Казановы — это такой подарок себе, где есть мой любимый Амадей, что-то от горинских искрометных пьес…
Но помимо премьер мы продолжаем в Москве наш Большой детский фестиваль, и этим летом появилось «Эхо БДФ». То есть каждый год будем вывозить в регионы лучшие спектакли, фильмы, анимацию фестиваля. Их там ждут.
— Пандемия, ковид, очень зыбкая ситуация. Как строить планы, не зная, придет ли зритель и какой процент публики будет разрешен в театрах?
— Это самое ужасное, и вот что я хочу сказать. Прирост больных ковидом, который был в июне, никак не связан с театром. А нам разрешают играть то на 25, то на 50 процентов. А почему не 75, не все 100? Театр ни при чем, разрешите сто процентов. Хочется сказать: ребята, включите логику — тогда закройте метро, рестораны. А то получается такая история нахлебников. А мы не нахлебники, мы говорим о душе в наше прагматичное, жесткое время. Также без логики чиновники могут вообще запретить играть какой-то репертуар, ориентируясь только на хайп и провокации, которые практикуют некоторые театры. Извини, это я о наболевшем, но не хотелось бы быть неугодным нахлебником.
Моя стратегия — театр по правде. Русский психологический театр никто не отменял. Это то, что незыблемо и должно быть всегда, от чего я никогда не отрекусь. Я не согласен с хайпом и провокациями в нем. Но театр не зря называют храмом, и там не должно быть того, что в храм не допускается.