Как Дед Мороз оказался в прериях Поделиться

В театре «Эрмитаж» представили новый детский спектакль молодого режиссера Алевтины Пузыркиной – знаменитые «Сказки дядюшки Римуса» по рассказам Джоэля Харриса. Несмотря на детский формат (6+), постановка «зашла» и взрослым, ведь многие выросли на сказках о Братцах Кролике и Лисе, которые Харрис написал почти 150 лет назад, чтобы «сохранить в неизменной форме те забавные моменты времени, которые, несомненно, будут печально искажены историками будущего». Как басни с хитринкой отзываются сегодня, а также в упомянутом будущем, оценил корр. «МК».

В театре «Эрмитаж» поставили «Сказки дядюшки Римуса»: елка выросла рядом с кактусом

Театр «Эрмитаж» немногим младше сказок Харрисона. А сейчас переживает реинкарнацию, поскольку потерял свою историческую сцену (из-за ветхости здания) в саду, по сей день носящим имя театра. С 2015-го он ютится на Новом Арбате, где некогда пересиживали «Геликон» в ожидании строительства новой сцены, где начинал театр Александра Калягина. Когда «Эрмитаж» дождется нового здания, пока не ясно – идут проектные работы. Но труппа Михаила Левитина не теряет энтузиазма и продолжает ставить новые яркие постановки. Под Новый год выдала премьеру — «Сказки дядюшки Римуса», действие которых происходит на фоне южноамериканский прерий, от чего у детей уже в фойе разыгрывается фантазия. Новый год ведь – а тут не елка, а кактус. Причем не колючий, а мягкий – так и хочется потрогать. Один из элементов сценических декораций специально вынесли в фойе, так что работу художника Софии Егоровой можно было пощупать еще до входа в зал. 

Что общего между кактусом и новогодней елкой? Сказочная атмосфера, которая создается, если включить театральный подход. До того, как герои басен Харрисона появляются на сцене, в зале возникает Снегурочка и Дед Мороз. Новогодняя увертюра тут по классике (позвать Деда Мороза, немного потанцевать и погромче крикнуть: «Елочка, зажгись!»), необходимая и обязательная в праздничные дни, создает неожиданный контраст и в то же время рифму. Колючее дерево, украшенное новогодними шарами и гирляндами, соседствует с огромными кактусами – декорациями детского спектакля. Елочка сбоку от сцены, а в центре другие вечнозеленые растения. Только эти лишены колючек, наоборот, даже с дальних рядом понятно, что и кактусы, и терновый куст, у которого отдельная роль в сюжете, плюшевые. 

– Концепция заключалась в том, чтобы показать процесс: как дядюшка Римус придумывает сказки, – рассказывает художник София Егорова. – Это своего рода театр из подушек: все декорации мягкие, как будто дядюшка Римус только что их сшил вместе с героями рассказов из того, что было под рукой. Поэтому и костюмы персонажей все в заплатках. Для их мы использовали плюшевую ткань, а сверху еще сделали росписи.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  На Каннском кинофестивале нашлось место Чехову

Контраст есть и в зачине. Сами посудите, только что детям загадывал загадки розовощекий Дед Мороз с окладистой бородой, и тут вслед за ним появляется темнокожий рассказчик в соломенной шляпе, а сцена создает ощущение жаркого американского юга. Дядюшку Римуса играет Виктория Закария, чья мама родом с Урала, а папа – из Танзании. В детстве она на собственном опыте почувствовала  реальное отношение общества на бытовом уровне к цвету кожи это как раз то, чего  Харрис касается в своей сказочной были: писатель вплел в свои басни фольклор южноамериканских рабов, в ХIХ веке они были популярны среди чернокожих. Впрочем, сегодняшние дети этот подтекст не считывают. Их больше увлекает забавная трубка рассказчика, откуда появляются мыльные пузыри, которые потом он с улыбкой лопает. 

У каждого персонажа тут свой характер, который передаётся не только текстом, но и в повадках, мимике, пластике. Братец Кролик (Анна Богдан) – юркий, смекалистый, порой, трусливый, смелый и хитрый. Братец Лис (Ким Дарья Кошева), то и дело хищно облизывается, пытается быть хитроумным, но, как знают читатели, часто попадает впросак. У него большой рыжий хвост, маленькие, но чуткие ушки на ковбойской шляпе и штаны-клеш. Братец Волк (Андрей Павлов) хочет быть грозой диких прерий и не уступать в хитрости другим зверям, но и он дает маху. Он тут самый модный и статный. Братец Медведь (Владимир Дмитриев), как полагается, немного неуклюжий и косолапый добряк. У него есть полотенце с пчелами, на нем  шляпа с узкими полями и фермерский комбинезон. Братец Черепаха (Сергей Бесхлебов) медлительный и самый мудрый. У него круглые очки и интеллигентный вид. 

Из 185 сказок Харриса рассказано всего несколько – самых известных и популярных. В процессе привыкаешь к персонажем, которые так стремятся обхитрить друг друга, привыкаешь к ним, как к родным. «Играть в детском спектакле намного сложней, чем во взрослом, потому что перед тобой самый искренний зритель», – сказал «МК» после спектакля Андрей Павлов (Братец Волк), который в отличии от Ким Дарья Кошева (а она блестяще отыграла свою лисью роль), только в процессе постановки познакомился со сказками дядюшки Римуса.

Самой лучшей оценкой стала реакция детей: кто-то тут же принялся придумывать свои истории о черепахе, которая способна обогнать кролика, и про кролик, прилипшего к восковому чучелу и лиса, занятого вечной гонкой за своим ушастым соседом. Братцы вышли человечными, при том, как и задумывалось, сказочными – плюшевыми и добрыми.