Дьявольские овцы в недрах Поделиться

На фестивале «Золотая маска» показали документальный вербатим «КУБ». Идет он всего час и поставлен Молодежной студией-театром «Доминанта» из Губахи Пермского края. Дома его играют даже в бывших шахтах, в Москве классическую сцену превратили в недра земли.

На спектакле театра их Губахи зрителей спустили в призрачную шахту

Губаха ведет свою историю с середины XVIII века. У нее своя особая история. В 1986 году там возник детский театр «Диалог», преобразованный в 2000-м в Молодежную студию-театр «Доминанта». В Интернете можно найти информацию о том, что в Губахе работает восемь клубных учреждений, есть Дом культуры с самодеятельными коллективами. Со сцены рефреном звучит текст о том, как в некоем заброшенном Доме культуры в разные годы обнаружили платье, элемент национального костюма, пояс, головной убор… Культура отправлена на свалку истории.

КУБ — это Кизеловский угольный бассейн. Актеры «Доминанты» вместе с режиссером Дмитрием Огородниковым провели исследование, изучали архивные материалы и городскую среду совместно с местным краеведческим музеем и библиотекой, дошли до событий начала XX века, советской эпохи, военных лет, встречались с бывшими шахтерами, записывали их рассказы. В результате сложились впечатляющие, эмоциональные истории о том, как жены не спали ночами, когда их мужья спускались в шахту, как мгновенно засыпали, услышав поворот ключа во входной двери, как проводили свободное время и разыгрывали друг друга, теряли и возрождались. Из множества бытовых и частных подробностей сложилась целая эпоха.

Режиссер Дмитрий Огородников, приехав впервые из Санкт-Петербурга в Губаху, поразился масштабу созданного во времена СССР бассейна по добыче угля, городам и поселкам, населенным теми, кто прибыл когда-то со всей страны, чтобы остаться на годы, а то и на всю жизнь. В конце 1990-х шахты стали закрываться по причине нерентабельности. К 2000-му добыча угля прекратилась. Поселки становились призраками. Люди уезжали, спивались…

В полутьме сцены, словно в глубине шахты, — четыре небольших столика. За ними четыре молодые героини, рассказывающие истории, связанные с развитием города на протяжении лет. Пятый столик располагается в партере перед зрителями, за ним — более опытная актриса. Все они — Марина Зуевас, Марина Поздеева, Ксения Спиридонова, Юлия Трапикас, Елена Шарантай — в финале поделятся собственным опытом потомственных жительниц и пришлых, приехавших в Губаху недавно.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Кибер-праздник в Электротеатре: юбилей Пушкина отметили digital-оперой

Они растолкуют зрителям значение некоторых слов из шахтерского словаря, расскажут, что такое копи и штольня, про которые мы еще имеем какое-то представление. А вот что такое «тормозок», многие узнали впервые. Оказывается, так называют обед, который берут с собой в шахту.

Шахты переименовывали, потом им возвращали прежние названия. Наряду с мужчинами в них работали женщины. Во время войны им приходилось заменять ушедших на фронт отцов, мужей, сыновей. Героини вспоминают, какие хорошие и сильные мужчины работали в шахте, как каждую из них ценили на производстве.

Шахтерский фольклор богат и непредсказуем. Удивительно, что люди, работая в сложнейших условиях, не теряли чувства юмора, устраивали розыгрыши, спуская в шахту овец, глаза которых светились в темноте и в сочетании с рогами создавали образы нечистой силы. Встретиться с дьявольщиной в недрах земли и со страху не умереть могли только сильные люди.

Напоминающий фольгу, поблескивающий как антрацит в лучах проекторов занавес становится магическим экраном. На нем сменяют друг друга лица шахтеров. Они словно потусторонние отражения, возникающие по мановению Хозяйки Медной горы. Рядом лифт, доставляющий в шахту. Те, кому доводилось спускаться под землю, знают, какой он узкий и совсем не сказочно-прекрасный. «Подземное царство» сказочно придумано художником-постановщиком Ульяной Глумовой. В нем трудились и крепили мощь страны целые поколения, безжалостно списанные на свалку истории как отработанная порода. Актрисы рассказывают, как поступали в Великобритании в случае ликвидации шахт. Сначала всех подлежащих увольнению обучали другим специальностям, обеспечивая дальнейшую жизнь и только потом шахту закрывали. А в Губахе просто обрекали на безысходность и вымирание людей, их поселения, детей и дома, лишая перспективы, разрушали целый мир, оказавшийся в реальности совсем не сказочным.