Режиссер Анастасия Зверькова реконструировала исчезнувшее интервью советского драматурга Поделиться
Кинорежиссер из Иркутска Анастасия Зверькова сняла короткометражный документально-анимационный фильм «Саня, драматург» по собственному сценарию и на основе неопубликованного интервью ныне знаменитого советского драматурга Александра Вампилова, которое он дал ленинградскому журналисту Льву Сидоровскому. Хронометраж картины чуть больше двадцати минут, но съемки, изучение архивов, создание рисованной анимации заняли два года.
Анастасия Зверькова уже сняла документальный фильм «Земляк» об уроженце Мали, который выучил русский язык, переехал в Россию, водит в Иркутске трамвай и параллельно на местном телевидении сообщает прогноз погоды. Ее «Шэнэхэнская царица» — о бурятской певице Бадма-Ханде Аюшеевой, а «Свобода в квадрате» — о жизни человека в изоляции.
В своей игровой короткометражке «Без неба» про бывшего летчика она сняла Дмитрия Певцов, чем очень гордятся в Иркутске, поскольку в региональном кино все еще редко снимаются столичные артисты.
Теперь Анастасия и ее команда реконструировали утраченное интервью Вампилова 1970 года, а ради этого нашли 90-летнего Льва Сидоровского и попросили вспомнить их давний разговор, изучили дневники и записные книжки Вампилова. Априори любопытный опыт, который Анастасии Зверьковой помог осуществить иркутский продюсер и режиссер Юрий Яшников. Он энтузиаст своего дела, много сделавший для увековечения памяти Леонида Гайдая в Иркутске.
Художник-постановщик Тимофей Махнев воспроизвел интерьеры 1960-70-х. В иркутских музеях и в частных коллекциях нашли реквизит — гитару, печатную машинку, предметы, которых касался Вампилов.
На экране – пустая комната, но такое ощущение, что люди только-только покинули ее. Два стакана с горячим чаем на столе, над ними клубится пар. Тех, кто мог бы ту быть, вскоре появятся в виде графических портретов на бумаге. Один — 32-летний иркутский драматург Александр Вампилов, пьесу которого «Старший сын» недавно поставили в местном драматическом театре им. Охлопкова. Теперь перед его зданием установлен памятник драматургу. К моменту утраченного интервью Вампилов уже написал и «Утиную охоту».
Второй собеседник — командированный в Иркутск 36-летний ленинградский журналист газеты «Смена» и журнала «Аврора», уроженец Иркутска Лев Сидоровский. Он посмотрел «Старшего сына», был впечатлен талантом неизвестного автора. А приехал на родину, чтобы написать статью о сибирской молодежи, в итоге взял первое и единственное большое интервью у Вампилова. Герои фильма становятся видимыми, благодаря художнику анимации, представительнице иркутского стрит-арта Екатерине Лазаревой.
Вампилов рассказывает интервьюеру о том, что отец назвал его Александром в честь Пушкина, о своих бурятских корнях и Черемхово, где родился. Его отец был директором школы, внуком ламы — буддийского священника. А мама работала учителем математики в той же школе, что и отец. Она была дочерью православного священника, служившего в иркутском Кафедральном соборе, а после смерти мужа одна воспитывала четверых детей.
Александр Вампилов тоже был журналистом, работал в иркутской газете «Советская молодежь». Сохранились кадры, когда-то там снятые. Вампилов вспоминает свои поездки по Сибири, о том, как писал очерки и фельетоны. Побывал он в Москве, жизнь которой показалась интересной, а люди задумчивыми.
В подтверждение его слов на экране дается кинохроника столичных улиц. Женщина среди шумной толпы думает о чем-то своем, словно находится не здесь. Вампилову близок О’Генри, нравится Федерико Феллини. Как только он об этом заговорит, тут же показывают хронику его пребывания в СССР, и мы увидим рядом с итальянским мэтром советскую красавицу Зинаиду Кириенко. Герои очерков Вампилова тоже материализуются в виде анимационных персонажей. Они статичны, им не хватает энергии, которую способны привнести опытные аниматоры.
На экране — Хрущев, Брежнев, кадры из фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича», которые многими воспринимаются как документальные, как хроника поэтического вечера в Политехническом музее с участием в том числе и сибиряка Евтушенко, что особо подчеркивается. Но эти сцены постановочные, все было организовано Хуциевым ради съемок игровой картины.
Неопытный Вампилов выражает сомнение в том, будет ли опубликовано его интервью. Сидоровский уверяет, что все получится. Он сделает несколько фото, приехав в Ленинград, сдаст текст, но он не выйдет. И не потому, что смутил кого-то суждениями Вампилова. Просто было много других материалов, и их предпочли беседе с малоизвестным сибирским драматургом.
Но и вопросы, прозвучавшие с экрана, кажутся не самыми интересными. Это не тот текст, за который можно было биться. Фото куда-то исчезли вместе с неопубликованным интервью. Диктофонов тогда не было, и журналист все записывал в тетрадь. Черновик не сохранился.
Спустя два года после интервью Вампилов погиб на Байкале. Он был в лодке, которая перевернулась, сумел доплыть до берега, но упал. Его сердце остановилось. Для многих такая версия развития трагических событий станет открытием, поскольку считается, что Вампилов утонул в холодном Байкале в результате переохлаждения, не смог выплыть. Произошло это за два дня до его 35-летия.