После 40 лет рок-карьеры лидера группы потянуло на эксперименты Поделиться

После сорока лет рок-карьеры лидер группы «Крематорий» Армен Григорян все еще остается источником сюрпризов. Новый альбом группы стал уже третьим релизом за довольно короткое время, и все новинки от легенд русского рока явно выходят за рамки их жанра. При этом не оставляют никаких сомнений в том, что с фантазией и чувством юмора у Армена Григоряна все в порядке.

Группа «Крематорий» интригует: джаз, кантри и балет

«Мне всегда было любопытно то, что я еще не делал», — говорит Армен на небольшой презентации своих музыкальных трудов. И нужно признать, что любопытство в последнее время заводит музыканта довольно далеко. Новый альбом «Сладкий Элвис» больше напоминает музыкальный факультатив лидера всенародно любимой команды, однако он гораздо ближе к «Крематорию», чем вышедшие ранее сборник The Big One c версиями хитов группы на английском, испанском, итальянском, французском и китайском языках, или балет «Грезы Скотного Двора» по мотивам знаменитого романа Джорджа Оруэлла.

   На обложке «Сладкого Элвиса» название группы обозначено как «Крематорий+», что видимо намекает на экспериментальный характер альбома. По сути, это совместный альбом Армена Григоряна и Ольги Зубковой, продюсера и мульти-инструменталистки. Кроме основного состава в записи участвовали еще три музыканта, которые кажется и взвалили на себя весь инструментал пластинки.

Метод Ольги сложно назвать революционным, но в контексте «Крематория» новые песни звучат весьма необычно. По звуку получилось весьма расслабленное плавание между джазом и кантри с заходом в нечто напоминающее декадентское кабаре. В качестве комплимента г-жа Зубковой можно отметить, что она не занималась экспериментом ради эксперимента. Духовые, скрипка, контрабас, перкуссии отлично подходят новым песням Армена Григоряна. А поет он опять про любовь и непростые гендерные отношения. Причем романтику и неизбежную боль от нее он рассматривает не с колокольни плейбоя на пенсии, а в статусе человека, у которого глаза безусловно еще горят.

  Фирменный григоряновский тембр добавляет ко всем переживаниям изрядную долю горькой усмешки, но и она неплохо прижилась среди нового звука. Любые новшества для коллектива с сорокалетней историей, наверное, могут быть потенциально опасными, однако в истории «Крематория» немало в том числе и грамзаписывающих авантюр, поэтому группа не сражается с новыми декорациями, скорее видит в них проявление самоиронии. А иронизируют, как известно, люди все же подающие признаки жизни.

  Если «Сладкий Элвис» напоминает жажду музыкальных приключений, то недавний сборник The Big One — из серии изощренных шуток. Пятнадцать песен, в том числе классика вроде «Мусорного ветра» и «Безобразной Эльзы» без щемящих фанатские души слов и словосочетаний. Как такое в голову могло прийти?

  Те, кто наблюдают за деятельностью Армена Григоряна не первый год, конечно скажут, что музыкант никогда не производил впечатление человека, который намерен добиваться своих целей любой ценой. «Все наши достижения случались, когда перед нами приоткрывалась какая-нибудь дверь, и мы просто пользовались этой возможностью», — замечает Армен в поддержку имиджа творца на расслабоне.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Исследователь творчества Хармса назвал автора доноса на поэта

    «Дверью», которая привела к альбому The Big One, выступила просьба американских издателей записать англоязычную версию одной из песен с альбома «Охотник» (2021). Несколько студийных опытов убедили Армена Григоряна в том, что по-английски ему петь не очень интересно, поэтому решили пойти может быть долгим, но верным путем. Сначала сделали внятный перевод, потом нашли исполнителя среди носителей языка.

  Перевод сочинений наших рокеров — затея в некоторой степени разрушительная. В жертву приносится текст, то есть священная корова русского рока. Почти все местные корифеи жанра страдают литературоцентричностью, поэтому музыка и текст в их сочинениях превращаются в нечто неделимое. Однако ирония Григоряна распространяется видимо и на «священных коров». Процесс создания англоязычного римейка так увлек наших рокеров, что они решили сделать целый альбом.

Новые голоса были найдены на разных американских побережьях, в Италии, Германии, Колумбии и даже на Мадагаскаре. В итоге «Мусорный Ветер» превратился в итальянскую арию, «Судья» звучит как порочный немецкий хард-рок, «Катманду» и «Америка» стали ковбойскими гимнами, «Китайский Танк» можно назвать рок-походом в Поднебесную. Все это очень неожиданно и местами слишком весело, чтобы быть правдой. Всерьез можно принимать лишь предположение о том, что у музыки Григоряна могла бы быть и валютная судьба.

   Сочинение и запись академической музыки — пожалуй самая отчаянная блажь рок-музыканта. Большая часть его аудитории гарантированно остается не при делах, однако реализация творческого замысла конечно важнее. Балет «Грезы Скотного Двора» стал удивительным последствием концерта «Крематория» с оркестром «Глобалис». Немного рутинное для всех серьезных рокеров мероприятие неожиданно вылилось в желании Армена Григоряна и участников «Глобалиса» сделать вместе что-нибудь необычное.

   Армен написал музыку и либретто по мотивам «Скотного двора» Джорджа Оруэлла (правда политизированный апокалиптический сюжет был модернизирован в любовный треугольник: хряк-диктатор, его антагонист Снежок и лошадка Молли), музыканты из «Глобалиса» записали произведение в студии, к местным вокалистам хора присоединилась прима Венской оперы Беатриз де Суса. Сам факт того, что весьма весомую в оперном мире даму удалось уговорить на участие в симфо-рокерской затее, можно назвать везением новичков, но голос Беатриз от этого не испортился.

   Пока плоды совместных трудов существуют в виде CD и представлены на стримингах. Постановка полноценного балета в тумане (вообразить такое действительно сложно), но разговоры о короткометражке с хореографическими номерами ведутся вполне серьезные. И если все получится, то желание Армена Григоряна осваивать новые горизонты, не теряя при этом самоиронии, выйдет на какой-то заоблачный уровень. Будем надеяться, что там за облаками, как минимум не скучно.