Музей заработал свыше 32 млн рублей
Еще год назад для широкой публики термин «NFT-токен» был загадочной абракадаброй, а теперь повсеместно проходят выставки цифровых копий, их продают на аукционах за приличные суммы. К тренду присоединился и Эрмитаж, который выставил на торги цифровые копии из своей коллекции и в итоге заработал более 32 млн рублей. Почему эрмитажные NFT-токены разобрали как горячие пирожки, ведь это приобретение равносильно покупке сувенира?
Аукцион проходил на маркетплейсе криптобиржи Binance с 31 августа по 7 сентября. Всего на нем было выставлено 5 работ, самая дорогая из которых, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Коллекционер купил токен Мадонны за $150,5 тыс. (это около 10 млн рублей). Результат торга за этот лот превысил стартовую отметку в 15 раз. Кроме того, на аукцион были выставлены цифровые копии таких произведений, как «Куст сирени» Ван Гога, «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне, «Композиция VI» Василия Кандинского и «Юдифь» Джорджоне.
– Можно только позавидовать смелости, уровню знаний и степени цифрового просветления коллекционеров произведений искусства, покупающих NFT-токены, – считает Владимир Богданов, специалист аукциона ArtSale.info, эксперт рынка искусства. – Они ведь понимают, что, заплатив 150 000 долларов за «цифровую копию» «Мадонны Литты», они не получат ни каких-то особых прав на использование изображения оригинала, ни какой-то доли в праве собственности на эрмитажный шедевр. Не говоря уже о том, что они не получат роскоши созерцания оригинала.
Тогда что они покупают и чего ради? По моему представлению покупатели NFT-токена фактически приобретают уникальную высококлассную «сувенирку» — предмет официального эрмитажного «мерча», существующий в единственном экземпляре. Не кружку с репродукцией, не футболку, а цифровую запись.
Да, уникальность этого NFT-сувенира подтверждена сертификатом за подписью директора Пиотровского. Да, такое событие происходит в первый и последний раз. И раз кто-то «голосует долларом», платит сотни тысяч, значит, это кому-то важно.
В целом покупки NFT-токенов на произведения искусства сегодня представляются мне не рацио, а вопросом веры. Люди (даже далекие от искусства) чувствуют себя первооткрывателями нового направления и участниками цифровой арт-революции. И новости о безумных покупках, о которых мы то и дело слышим — это плата за причастность к процессу и роль в истории. Я со своими коллегами смотрю на NFT-успехи настороженно, даже скептически. В мире практической аукционной торговли реальными картинами инструменту NFT места пока не находится.