На Венецианском кинофестивале всплыли страшные тайны прошлого
78-й Венецианский фестиваль в самом разгаре. Его конкурс радует обилием известных режиссеров и знаменитых артистов, но ничего прорывного, способного вывести кино на новый уровень, похоже, не предвидится. Все предсказуемо и буржуазно. Зрителям будет что посмотреть, но об открытии новых горизонтов говорить не приходится.
В уик-энд на звездную дорожку были брошены ударные силы. В Венецию приехали молодые актеры Тимоти Шаламе, сыгравший Пола Атрейдеса в «Дюне» Дени Вильнева по фантастическому роману Фрэнка Герберта, и его партнерша Зендея, известная по «Человеку-пауку», а теперь сыгравшая девушку с планеты Арракис. У нее было самое необычное платье из «мокрой» ткани телесного цвета, которое словно отсутствовало. Распахнулись дверцы автомобиля, и появляется Зендея. Первая реакция — она нагая.
От самой же премьеры «Дюны» так много ждали, долго откладывали ее из-за пандемии, а она оказалась странно банальной, несмотря на мощную команду создателей…
В выходные дни на звездную дорожку, лишенную из-за коронавирусных ограничений зрителей, вышли Антонио Бандерас и Пенелопа Крус, снявшиеся в «Официальном конкурсе» аргентинских режиссеров Гастона Дюпра и Мариано Кона. Его производство тоже было на время приостановлено. Бандерас появился в сопровождении возлюбленной Николь Кимпел, спасшей ему жизнь во время сердечного приступа таблеткой аспирина, о чем актер не перестает рассказывать уже несколько лет. Николь к кино не имеет отношения. Она занимается банковской деятельностью, но под прицелом камер чувствовала себя превосходно. Пенелопа Крус в белом платье с легким оттенком топленого молока стала просто королевой бала. Ей не надо ни с кем заигрывать, как делают это молодые артистки, жаждущие славы. Она величественна и спокойна. Славы у нее с лихвой. В этот раз Крус и Бандерас посмеялись над кино. Над тем, что происходит за кадром, и над новыми трендами, и сделали это, сохранив нужную долю гротеска и самоиронии, не переборщили ни в чем.
В центре фильма — три героя, вовлеченные в кинопроизводство фильма, который снимается на деньги богатого пожилого человека. Это он нанимает режиссерку, как теперь принято говорить, Лолу Куэвас — феминистку и лесбиянку, которая на съемочной площадке так увлеклась, что зацеловала до полусмерти молодую актрису. Совсем иной поцелуй у актера Феликса Риверо, которого точно и иронично сыграл Антонио Бандерас: на такое способен знающий себе цену мужчина. Но его партнер по фильму Иван Торрес в исполнении Оскара Маритенеса тоже проявит мужские таланты, так что инвестор картины будет таращить глаза. Феликс Риверо — настоящий Актер Актерыч. У него больше ста фильмов за плечами, есть награды Сан-Себастьяна и «Кубок Вольпи» из Венеции. Бандерас прекрасно знает своего брата актера, все штампы и замашки, и они становятся объектом его иронии. Надо сказать, что возраст пошел Бандерасу на пользу. Он стал необыкновенно хорош и выразителен. По ходу съемок странного фильма, в котором участвует его герой, произойдут невообразимые вещи, которым не удивится ни один кинематографист. Все гипертрофировано, но является чистой правдой. Съемочная группа жаждет попасть на престижный фестиваль, подобный Венецианскому, и достигнет этого. А все, что было за кадром, так и останется тайной для зрителей.
Актриса Мэгги Джилленхол приехала в Венецию со своей дебютной режиссерской работой «Пропавшая дочь» по роману Элены Ферранте. Ее героиня — преподаватель и филолог Леда в исполнении великолепной британской актрисы Оливии Колман, известной по роли Елизаветы II в «Короне», королевы Анны в «Фаворитке», обладательницы не только «Оскара», но и венецианского «Кубка Вольпи». Каждый день ее героиня наблюдает за молодой женщиной Ниной в исполнении Дакоты Джонсон и ее маленькой дочкой, и в памяти всплывают воспоминания собственной жизни. Девочка на берегу пропадает, родители начнут ее искать, и Леда первой ее обнаружит, а потом украдет ее куклу. «Пропавшая дочь» ценна прежде всего актерской работой Оливии Колман, все остальное вызывает массу вопросов, запутанно и туманно.
Еще одна прекрасная актерская работа — у Оскара Айзека в «Холодном расчете» классика американского кино Пола Шредера, сценариста «Таксиста». Айзек сыграл человека, который переезжает из города в город, из казино в казино. И если в «Дюне» актеру в общем нечего было играть, то здесь он великолепен. Прошлое героя полно мрака. Покер не помогает изгнать его окончательно. Каждое заселение в мотель как ритуал. В чемодане всегда куски ткани, которой этот одинокий игрок заматывает мебель, лампы, словно опасаясь заразиться. У героя нет будущего, а в прошлом — военная тюрьма, где он работал и издевался над заключенными, избивал их и фотографировался на фоне своих жертв, пока сам не получил срок.
Парад отличных актерских работ продолжили в «Закате» мексиканского режиссера Мишеля Франко Тим Рот и Шарлотта Генсбур. Их герои не супруги, как может показаться поначалу. Они брат и сестра, которая содержит своего приживалу родственника. В Мексике, где они отдыхают, царят дикие нравы. После «Заката» не всякий отважится туда поехать. Но Мишель Франко вырос в Акапулько, ничего не придумал. Одно событие хуже другого, но герой Тима Рота сидит на берегу и любуется на залив, заводит роман с темпераментной продавщицей. И все не так просто, как кажется. Человек начинает ценить каждую минуту, если в запасе у него их остается не так много.