«Зачем снимать одно и то же» Поделиться
Возрастная категория 50+ в эпоху смартфонизации и цифровой зависимости стала чуть ли не символом безнадежности. И если создатели сериала «Всем по 50» решили при помощи своего проекта встать на сторону тех, кого не без ехидства называют «ретро», то ничего плохого в таком намерении нет. Даже если пришлось снять нечто из прошлой сериальной эпохи.
Публика, увлеченная сериалами и не страдающая аллергией на продукт местного производства, конечно, уверена в том, что стриминги унесли нас в новую эпоху. Там царит ажиотаж вокруг неизбитых имен, режиссеры действуют самыми рискованными методами, и вообще имеет место нечто напоминающее свободу самовыражения. В рамках разумного, конечно же.
Есть даже свежие примеры. Например, «Актрисы», которые снял Федор Бондарчук по сценарию своей жены Паулины Андреевой. Ничего нового о театральном закулисье, где, как уже давно известно, немного неспокойно, сказано, в общем, не было, но зато местами эффектно и почти всегда на нерве. Или «Сансара» с застрявшим во времени Павлом Деревянко. Замах на братьев Стругацких и их знаменитую повесть «Понедельник начинается в субботу», может, и не самый внятный, но действия много и непонятно, чем все закончится.
На таком фоне «Всем по 50» может оказаться представителем давно забытого жанра, главной приметой которого является отсутствие суеты в смысле той динамики, к которой могли приучить сериалы, скроенные по новым правилам. При этом главная героиня «Всем по 50» явно любит суетиться.
По сюжету, дама по имени Юлия (Мария Порошина) обладает феноменальной способностью душить любовью и заботой всю свою семью. Она знает, как сыну Николаю (Егор Кутенков) растить ее внука, отлично представляет, чего именно не хватает дочери Лене (Дарья Затеева) в личной жизни, и даже бывшего мужа Арсения (Сергей Жигунов) по-прежнему готова опекать. Ему, бедняге, непросто: новая жена терроризирует диетами и желанием завести ребенка. И то и другое у мужчины за пятьдесят энтузиазма совсем не вызывают. Ситуацию может спасти отставной летчик Роман (Ярослав Бойко), встреча с которым становится для Юлии поводом подумать о себе любимой и собственных желаниях.
По сути, это типичная федеральная мелодрама, в которой тем не менее снимаются народные любимцы — помимо вышеперечисленных в проекте задействованы Анна Якунина, Максим Аверин и другие. За звезд, наверное, можно порадоваться. Все эти матерые, отыгравшие сотни непростых спектаклей, не говоря уже о громких ролях в кино и сериалах, артисты в данной ситуации приглашены на приятную необременительную прогулку.
Вряд ли предложенные звездам персонажи можно назвать ролями на преодоление, к тому же что-то похоже все они явно уже играли. Вообще тотальное дежавю — одна из главных эмоций, не отпускающая публику в процессе просмотра. Мы как будто все это много раз видели, причем не только в кино. Загляните к соседям и окажетесь в эпицентре схожих бесед и даже схожих шуток. Более того, сериальные эпизоды и захватывают примерно так же, как и соседская болтовня. Вы всегда на нужном месте и никогда ничего не пропустите.
Наверное, в глазах публики помоложе все это является приговором для проекта. Но именно такие сериалы напоминают о том, что у зрителей разные потребности. Современный сериальный поток, конечно, держит в тонусе, и если следить за захватывающими импортными и местными проектами, то проекты вроде «Рабыни Изауры» или «Секрета тропиканки» могут восприниматься как хиты, о которых давным-давно забыли.
Но, видимо, это не совсем так. Можно забыть старые сюжеты и старых героев, но атмосфера этих сериалов оказалась, по крайней мере среди обывателей, очень даже живучей. По-прежнему есть немало людей, которые хотели бы видеть внятную границу между плохим и хорошим, симпатизировать героям, в чьей добродетели нет никакого сомнения, наконец, иметь право вздремнуть у телевизора с перспективой проснуться в нужный момент.
«Всем по 50» — явно не из тех проектов, которые могут угодить многим. Даже среди целевой аудитории сложились разные мнения в диапазоне от «непонятно зачем режиссерам в сотый раз понадобилось снимать одно и то же» до «снимают у нас в основном для молодежи, а здесь картинка четкая и приятная, не угнетающая».
Стремление как-то омолодить аудиторию для телевидения стало чуть ли основной стратегией. Некоторые продюсеры так просто уверены в том, что нет смысла тратить ресурсы на проекты, которые не удивляют и не захватывают. При этом часто упускаются некоторые гуманистические соображения. Телевизор все еще смотрят люди, у которых рябит в глазах от энергичного монтажа или начинается сердцебиение от нагнетания страстей. А кто-то любит готовить под сериал и, наверное, тоже имеет право на картинку, не сильно отвлекающую от стряпни.
Нельзя не признать, что «Всем по 50» в своем жанре далеко не самое худшее предложение. Но именно по таким сериалам хорошо видна верхняя планка жанра федеральной мелодрамы. И она не выше потолка хрущевки.