Там хранится архив Мариэтты Чудаковой Поделиться
Больше булгаковских мест — хороших и разных — такой лозунг, судя по всему, взяли на вооружение московские учреждения культуры. В конце 90-х с локациями, связанными с именем автора «Мастера и Маргариты», было все просто: «нехорошая квартира» на Большой Садовой улице была единственным тогда еще неофициальным музеем. Сегодня же у ценителя творчества классика при взгляде на карту столицы возникает желание разорваться.
В декабре 2021-го на Большой Пироговской открыли «Хорошую квартиру» — современное и богатое экспонатами пространство. В ГМИРЛИ решили не отставать от коллег и в начале весны 2023-го выкроили на одном из этажей главного здания на Зубовском бульваре немного площади под мини-экспозицию о Булгакове и его последней супруге в формате «литературной квартиры». А через несколько дней — 13 марта — музей Михаила Афанасьевича распахнул перед посетителями двери Центра Булгакова на Арбате. Решив, что «музейное соревнование» заслуживает внимания прессы, корреспондент «МК» отправился на легендарную улицу, а точнее — в «потерявшуюся» во дворах точку между двумя переулками — Большим Афанасьевским и Староконюшенным.
Сразу следует оговорить, что новый Научно-просветительский центр Булгакова — это пока еще взгляд в будущее, а не «готовый» музей. Созданный на базе обычной библиотеки, сегодня он включает собрание книг, зал-лекторий, несколько совсем небольших стендов и витрин, наполнение которых будет меняться, а также отдел редких рукописей и уникальный «Мемориальный кабинет Мариэтты Чудаковой». Внутренняя «инфраструктура» интересна, но кажется пока новенькой квартирой, куда еще не въехали новоселы, с плитой, на которой не варили борщ, и раковиной, в которой никто не мыл посуду. Когда на призыв «приходите, владейте нами» — то есть занимайтесь исследованиями в наших стенах, отзовутся любители и профессиональные ученые, когда здесь состоится первая научная конференция, когда сюда придут самые главные люди в жизни любого литератора — читатели, эти светлые комнаты наполнятся жизнью.
Но знакомство было приятным — с научными сотрудниками и музейщиками, с Марией Чудаковой, дочерью Мариэтты Омаровны Чудаковой, одного из главных в стране булгаковедов, умершей, к сожалению, в ноябре 2021 года от коронавируса. И с ее сестрой Инной Омаровной Мишиной, бывшей директором «Нехорошей квартиры» — а точнее, создавшей его с нуля вместе с Мариэттой.
Над концепцией мемориального кабинета трудилась целая научная группа — именно за этим столом и при свете этой лампы работала Чудакова, на этих полках — книги из ее личной библиотеки. Ее архив — с бесценными фотодокументами, письмами, машинописями, рецензиями — теперь хранится в специальном помещении центра-музея. Герои архива — всемирно известные филологи Виктор Шкловский и Юрий Лотман, писатели Вениамин Каверин, Юрий Домбровский и, конечно же, Булгаков и его жены.
Каждый листочек требует бережного обращения: старший научный сотрудник Мария Мишуровская надевает перчатки, чтобы показать крошечный размытый снимок, датированный 1940 годом.
«Это оригинал. Изображение не очень хорошее, но оно нигде не опубликовано. Михаил Афанасьевич, уже умирающий, а рядом с ним — Елена Булгакова», — рассказывает она.
Архив еще не изучен, не подвергнут описи и внесению в каталоги, а значит — главные открытия впереди.