На старейшем киносмотре к премьере «Команданте» выставили субмарину Поделиться

В дни 80-го Венецианского кинофестиваля в отеле «Эксельсиор» на острове Лидо  открылась выставка «Анна и Джина». Посвящена она сразу двум выдающимся итальянским  актрисам и связана с их уходом из жизни. Прошло 50 лет со дня смерти Анны Маньяни. А в январе нынешнего года умерла Джина Лоллобриджида.  

На Венецианском кинофестивале вспомнили послание  Гагарина Анне Маньяни

Анна и Джина представлены в разные годы своей блестящей  карьеры рядом с выдающимися режиссерами. Среди  архивных черно-белых  фотографий  есть два  парных портрета актрис.  Выставлен и  условный стул Маньяни. На таких обычно представляют кинорежиссеров на съемочной площадке. Французский художник тунисского происхождения Лис Сэм  увидела  в Маньяни эфемерную магию бабочек и  из них составил  портрет актрисы. Утверждение об ее эфемерности весьма спорное. Все-таки актерская природа Маньяни  совсем иная.  Рассматриваешь портрет вблизи  и видишь  просто бабочек в натуральную величину, но стоит отойти, как  возникает знакомый образ актрисы. 

На выставке вспомнили о том, что Юрий Гагарин отправил Маньяни приветствие из космоса. В нем  первый космонавт отдал дань признания всеобщему братству,  миру, искусству и … Анне Маньяни.  Об этом ходили легенды, но никто толком не знал, так ли это было на самом деле. Маньяни была величайшей трагической  актрисой своего времени,  снималась в  фильмах Пазолини, Росселини, Висконти, Феллини и. стала символом  итальянского неореализма. В 1947 году она была награждена в Венеции  за лучшую женскую роль в картине «Депутатка Анджелина». В программе «Венецианская классика»  2 сентября показывают  фильм «Самая красивая» Лукино Висконти 1951 года с ее участием. Но публика  и журналисты туда не рвутся, предпочитая  новые картины сегодняшних кумиров, современное итальянское кино, которое и близко не приближается к тому, что сделали великие предшественники. Так что единственный сеанс, на которые еще есть места, именно этот.

Организаторы выставки отдали дань уважения и  ушедшей  16 января 2023 года итальянской звезде Джине Лоллобриджиде. Ее фотографии с Юрием Гагариным  обошла весь мир. Джине он  тоже выразил свое восхищение, но уже не  из космоса, а на Земле во время их встречи на Московском международном кинофестивале в 1961 году,  куда итальянская дива приезжала. Она сама попросила познакомить ее с Гагариным. Они гуляли по Москве, и первый космонавт  написал  Джине на одной из фотографий: «Я видел много звезд  на небе. Но таких, как вы, нет». На венецианской выставке фото с Гагариным нет, но его слова цитируются. В «Венецианской классике» показали «Портрет Джины»  Орсона Уэллса, снятый в 1958 году.  Лоллобриджида прожила большую жизнь и умерла в 95-летнем возрасте. Маньяни  старше  на  20 с лишним лет  и покинула этот мир в 65.  

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Большой театр отметил юбилей Бориса Эйфмана: раскрывающий глубины человеческой психики

В центре Венеции  рядом с садами Джардини установили и еще один объект, связанный с кино.  К берегу пришвартовали  субмарину  1940 года, у которой теперь несут вахту современные моряки. Рядом на  набережной —  портрет актера Пьерфранческо Фавино в образе капитана подводной лодки Сальваторе Тодаро  из фильма «Команданте» Эдоардо Де Анджелиса,  открывшем фестиваль. Картина   создана в копродукции Италии и Бельгии и отсылает к реальным событиям 1940 года, связанным со Второй мировой войной. Сальваторе  и его команда спасают  экипаж потерпевшего крушение судна,  рискуя собственной жизнью и руководствуясь моральными принципами. По законам военного времени  делать этого не следовало,  но капитан проявил милосердие. Сцена, где в холодном море тонут люди, стучат  по корпусу корабля, моля о спасении, — единственная живая в этой грубо сделанной картине,  только она и рождает хоть какие-то эмоции. В основном же зрители видят не «солдат войны», а фактурных артистов, пытающихся изо всех сил быть мужественными и убедительными на экране.   Но он герои совсем другой эпохи. Картина очень скромных художественных достоинств и для открытия юбилейного фестиваля такого класса не вполне  подходит. Очевидно, что она важна была дирекции совсем по другим причинам, с идеологической точки зрения. Да к  тому же в экстренном порядке заменила выбывшую из программы картину, ставшую жертвой  голливудской забастовки. Так что фильм о спасении и сам стал спасительным для фестиваля в экстремальных обстоятельствах.