На старейшем киносмотре к премьере «Команданте» выставили субмарину Поделиться
В дни 80-го Венецианского кинофестиваля в отеле «Эксельсиор» на острове Лидо открылась выставка «Анна и Джина». Посвящена она сразу двум выдающимся итальянским актрисам и связана с их уходом из жизни. Прошло 50 лет со дня смерти Анны Маньяни. А в январе нынешнего года умерла Джина Лоллобриджида.
Анна и Джина представлены в разные годы своей блестящей карьеры рядом с выдающимися режиссерами. Среди архивных черно-белых фотографий есть два парных портрета актрис. Выставлен и условный стул Маньяни. На таких обычно представляют кинорежиссеров на съемочной площадке. Французский художник тунисского происхождения Лис Сэм увидела в Маньяни эфемерную магию бабочек и из них составил портрет актрисы. Утверждение об ее эфемерности весьма спорное. Все-таки актерская природа Маньяни совсем иная. Рассматриваешь портрет вблизи и видишь просто бабочек в натуральную величину, но стоит отойти, как возникает знакомый образ актрисы.
На выставке вспомнили о том, что Юрий Гагарин отправил Маньяни приветствие из космоса. В нем первый космонавт отдал дань признания всеобщему братству, миру, искусству и … Анне Маньяни. Об этом ходили легенды, но никто толком не знал, так ли это было на самом деле. Маньяни была величайшей трагической актрисой своего времени, снималась в фильмах Пазолини, Росселини, Висконти, Феллини и. стала символом итальянского неореализма. В 1947 году она была награждена в Венеции за лучшую женскую роль в картине «Депутатка Анджелина». В программе «Венецианская классика» 2 сентября показывают фильм «Самая красивая» Лукино Висконти 1951 года с ее участием. Но публика и журналисты туда не рвутся, предпочитая новые картины сегодняшних кумиров, современное итальянское кино, которое и близко не приближается к тому, что сделали великие предшественники. Так что единственный сеанс, на которые еще есть места, именно этот.
Организаторы выставки отдали дань уважения и ушедшей 16 января 2023 года итальянской звезде Джине Лоллобриджиде. Ее фотографии с Юрием Гагариным обошла весь мир. Джине он тоже выразил свое восхищение, но уже не из космоса, а на Земле во время их встречи на Московском международном кинофестивале в 1961 году, куда итальянская дива приезжала. Она сама попросила познакомить ее с Гагариным. Они гуляли по Москве, и первый космонавт написал Джине на одной из фотографий: «Я видел много звезд на небе. Но таких, как вы, нет». На венецианской выставке фото с Гагариным нет, но его слова цитируются. В «Венецианской классике» показали «Портрет Джины» Орсона Уэллса, снятый в 1958 году. Лоллобриджида прожила большую жизнь и умерла в 95-летнем возрасте. Маньяни старше на 20 с лишним лет и покинула этот мир в 65.
В центре Венеции рядом с садами Джардини установили и еще один объект, связанный с кино. К берегу пришвартовали субмарину 1940 года, у которой теперь несут вахту современные моряки. Рядом на набережной — портрет актера Пьерфранческо Фавино в образе капитана подводной лодки Сальваторе Тодаро из фильма «Команданте» Эдоардо Де Анджелиса, открывшем фестиваль. Картина создана в копродукции Италии и Бельгии и отсылает к реальным событиям 1940 года, связанным со Второй мировой войной. Сальваторе и его команда спасают экипаж потерпевшего крушение судна, рискуя собственной жизнью и руководствуясь моральными принципами. По законам военного времени делать этого не следовало, но капитан проявил милосердие. Сцена, где в холодном море тонут люди, стучат по корпусу корабля, моля о спасении, — единственная живая в этой грубо сделанной картине, только она и рождает хоть какие-то эмоции. В основном же зрители видят не «солдат войны», а фактурных артистов, пытающихся изо всех сил быть мужественными и убедительными на экране. Но он герои совсем другой эпохи. Картина очень скромных художественных достоинств и для открытия юбилейного фестиваля такого класса не вполне подходит. Очевидно, что она важна была дирекции совсем по другим причинам, с идеологической точки зрения. Да к тому же в экстренном порядке заменила выбывшую из программы картину, ставшую жертвой голливудской забастовки. Так что фильм о спасении и сам стал спасительным для фестиваля в экстремальных обстоятельствах.