«Оскар» перешел на язык жестов Поделиться
В три часа ночи по московскому времени в Лос-Анджелесе в театре Dolby началась 94-я церемония вручения премии «Оскар». Продолжалась она до половины седьмого утра. Борьба за лаконичность, за которую ратовал транслировавший мероприятие канал, ради возвращения интереса зрителей, не увенчалась успехом. Церемония оказалась невыносимо скучной и банальной. Даже странное и агрессивное поведение Уилла Смита, ударившего коллегу, не изменило ход церемонии.
Название «Лучший фильм» претендовали десять картин: «Белфаст» Кеннета Браны, «Власть пса» Джейн Кэмпион, «Дюна» Дени Вильнева, «Вестсайдская история» Стивена Спилберга, «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона, «Аллея кошмаров» Гильермо Дель Торо, «Король Ричард» Рейнальдо Маркуса Грина, «СODA: Ребенок глухих родителей» Шиан Хедер, «Не смотрите наверх» Адама МакКея и «Сядь за руль моей машины» японского режиссера Рюсукэ Хамагути. Награду в главной номинации вручали Лайза Минелли и леди Гага. «Оскара» из их рук получила сентиментальная и слегка слезоточивая «СODA: Ребенок глухих родителей» о девушке, выросшей в семье рыбаков. Ее отец, мать и брат – глухие. А она единственная не только слышит и говорит, но еще и прекрасно поет.
Перед ней открывается завидная карьера, но как оставить беспомощную семью, которая без нее не может даже выйти в открытое море, чтобы ловить рыбу. Фильм был представлен в трех номинациях и трижды победил. Он отмечен за лучший адаптированный сценарий и мужскую роль второго плана. Трой Коцур, сыгравший отца главной героини, стал первым глухонемым актером, победившим на «Оскаре». Со сцены он языком жестов рассказал про своего отца, который был не только глух, но и парализован. Трой уверен, что его нынешняя победа – огромное событие для всех слабослышащих людей. Зал поддержал лауреата жестами. Любопытно, что Мэтлин Марли, сыгравшая мать, еще ребенком потеряла слух после болезни. В 1986 году она, как лучшая актриса, получила приз Американской киноакадемии за фильм «Дети тишины» и стала первой глухой актрисой, обладающей этой наградой. «Лучшую женскую роль второго плана» сыграла, по мнению киноакадемиков, молодая актриса Ариана ДеБос в «Вестсайдской истории».
Предполагалось, что триумф ждет обласканную множеством премий, «Золотым глобусом» и британской BAFTA «Власть пса» новозеландского режиссера Джейн Кэмпион. Но американские киноакадемики отметили только саму Кэмпион как лучшего режиссера. Возможно, сыграли свою роль ее высказывания в адрес коллег, от которых веяло излишним самомнением. Теперь такого рода вещи способны возвести на пьедестал и сбросить с него. Кэмпион – первая в истории «Оскара» женщина-режиссер, получившая во второй раз престижную номинацию. В 1994-ом она номинировалась с «Пианино».
За «Лучший оригинальный сценарий» отмечен сценарист и режиссер «Белфаста» Кеннетт Брана. Он снял историческую драму о североирландской семье, которая во время гражданских волнений пытается сохранить стабильность и мир.
Многое в оскаровскую ночь шло в записи, сделанной за пару часов до трансляции. Смонтированные заранее сюжеты вставили в церемонию, подкрепив аплодисментами коллег как в ситкоме. И все это во имя лаконичности. Но драйва действу подобная «разгрузка» не принесла. К примеру, о победителе в операторской номинации, а это Крейг Фрейзер, снявший «Дюну» канадского режиссера Дени Вильнева по фантастическому роману Фрэнка Герберта, было известно заранее. Как и об обойме технических наград этой картине – за монтаж, звук, визуальные эффекты. А, скажем, за лучший дизайн костюмов — Дженни Беван в «Круэлле» — стало известно непосредственно в прямом эфире. Приоритеты не вполне понятны. Единственный российский номинант — «БоксБалет» Антона Дьякова — был представлен в категории «Короткометражный анимационный фильм», которую также вынесли за скобки церемонии. Награды наш мультфильм не получил. А сам Антон Дьяков в Лос-Анджелес поехать не смог. За неделю до церемонии он рассказал «МК»: «Все необходимые документы для получение американской визы студия «Мельница» и компания «СТВ» подали. Все было сделано, как положено. Приложили приглашение Американской киноакадемии. А дальше – тишина. Меня не пригласили даже на собеседование. Так что на «Оскар» я не поеду». Возможно, дело тут совсем не в политике. Просто вычеркнутые из живого эфира номинации не требовали личного присутствия кинематографистов.
Уилл Смит еще до того, как получить «Оскар» за лучшую мужскую роль в «Короле Ричарде», где он сыграл тренера и отца теннисисток и сестер Уильямс, выбежал на сцену. Он дал пощечину актеру Крису Року, позволившему себе шутку в адрес своей супруги Джады Пинкетт Смит. Тогда еще без пяти минут лауреат выкрикнул: «Не произноси имя моей жены своим грязным ртом». Об этом сообщили присутствовавшие на церемонии очевидцы. А во время трансляции многие так и не поняли, что, собственно, произошло, поскольку в самый важный момент звук пропал. Похоже, что все было серьезно, и это не просто эффектно разыгранная сцена. Для Смита это первый «Оскар», хотя номинировался он и прежде. От избытка чувств актер заплакал и говорил слишком долго, хотя ничего интересного не произнес. В какой-то момент его бесконечный монолог даже перекрыли заставкой.
по теме
В аналогичной женской номинации победила Джессика Честейн, сыгравшая в картине «Глаза Тэмми Фэй». И хотя она очень хорошая актриса, ожидали, что победит кто-то из ее мощных конкуренток — Оливия Колман в «Незнакомой дочери», Пенелопа Крус в фильме «Параллельные матери», Николь Кидман в «Быть Рикардо», Кристен Стюарт в «Спенсер: Тайна принцессы Дианы». Награду Чейстен вручил Энтони Хопкинс.
В категории «Лучший международный фильм» лидировала японская картина «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути. Ей предрекали судьбу южнокорейский «Паразитов». Она была представлена в четырех номинациях. Но чуда во второй раз не произошло. Герой трехчасового фильма, явно не рассчитанного на широкую аудиторию, ставит в театре «Дядю Ваню» Чехова. События, происходящие с героями пьесы, невольно проецируются на самих актеров, занятых в постановке.
По случаю 50-летия «Крестного отца», снятого в 1972 году, чествовали его создателей. На сцену поднялся 82-летний Фрэнсис Форд Коппола вместе с актерами Аль Пачино и Робертом Де Ниро. Зал встал, и только Стивен Спилбер остался в кресле, что тут же зафиксировали камеры. На груди у Копполы был значок с украинской символикой. В этот вечер ожидалась гораздо большая политизация церемонии, говорили даже, что в ней примет участие Владимир Зеленский – лично или онлайн, но этого не произошло. Вспоминая ушедших кинематографистов, упомянули оператора украинского происхождения Галину Хатчинс, которую застрелил актер Алек Болдуин на съемках «Ржавчины» в штате Нью-Мексико.
В фокусе «Оскара» не оказалось по большому счету ничего важного. Сосредоточились на каких-то дурацких юмористических заставках с участием немолодых актрис и ведущих, изображавших героев популярных фильмов. Дамы демонстрировали не всегда соответствующие возрасту декольте, пылали красными платьями. Нелепых и вульгарных нарядов хватало. В некоторые моменты происходящее напоминало сцены, характерные для небезызвестного района Брайтон-Бич.