Знаменитому хореографу — 75
75 лет исполнилось создателю и художественному руководителю Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета, одному из самых выдающихся хореографов мира, знаменитому российскому балетмейстеру Борису Эйфману. В честь этой даты на Исторической сцене Большого театра состоялся юбилейный гала-концерт, включивший в себя фрагменты из самых популярных и ставших уже признанной классикой его произведений. Несмотря на международную известность, успех и любовь публики юбиляр вечно находится в сомнениях и метаниях, во внутренней борьбе с самим собой. Такой уж он человек.
— Говорят, что полжизни ты работаешь на имя, а вторую половину имя работает на тебя. Не знаю, как у других, но у меня лично всё наоборот: да, я работал полжизни на свое имя, а теперь имя работает против меня! – говорит Борис Яковлевич перед концертом в разговоре со мной. — Почему? Потому что надо каждый раз защищать достигнутый уровень, оправдывать его, поддерживать уровень театра. Это очень сложно. Когда мы приехали первый раз в Нью-Йорк и получили такие рецензии, мы были счастливы! Но когда мы приехали туда в третий или пятый раз, то надо было уже поддержать ту критику, которую мы получили в первый раз. И это не просто. Потому что я привозил всё время новые балеты, а это значит новые риски… Ведь всё заново надо доказывать. И никто не оправдает тебя, если ты не будешь иметь успеха. Более того, мы являемся коммерческой компанией, а это рынок, и тут обижаться не на кого. Ты должен каждый раз делать успешный, востребованный спектакль. А это, поверьте мне, трудно. Вот моя судьба. Но это хорошо, потому что это всё время держит тебя и труппу в форме, напряжении и тонусе.
Тонус и форму художественный руководитель поддерживает в своем театре, действительно, на высочайшем уровне. Сегодня это один из наиболее востребованных в мире коллективов. Абсолютно все артисты и кордебалет этой компании достойны похвал и самых высоких оценок, которые заслужили своими выступлениями на сцене Большого. При том что репертуар, показанный на концерте, не стандартные классические па-де-де, которые видишь обычно на такого рода юбилеях, а балеты психологически напряженные, раскрывающие самые глубины человеческой психики и человеческого подсознания.
Например, балет «По ту сторону греха» по «Братьям Карамазовым» Достоевского. Именно в этом шедевре хореографа наиболее четко прослеживаются важнейшие для него и магистральные для его коллектива линии в его творчестве – «проникновение вглубь личности, в его психологию, в тайны человеческого существования, желание открыть новые возможности хореографии как искусства философского; не просто эстетского или развлекательного, а такого, которое может нести очень глубокие и важные мысли о мире, о жизни». И все это чувствуешь, придя на любой спектакль этого театра.
Как всегда, в своих спектаклях Эйфман показывает новые возможности и новую драматургию танца, выражающую психофизику человеческого тела, человеческих эмоций и страстей. Поэтому насыщенная головоломными дуэтами, трио, интереснейшими связками и акробатическими поддержками хореография Эйфмана, показанная на гала-концерте, не содержит ни одного пустого движения. Это не просто красивая и интересная, но бессмысленная хореографическая лексика, которую сейчас в избытке умеет сочинять множество современных хореографов. Каждое па, каждая связка в дуэте у этого хореографа — это жизнь человеческого духа и является отражением психологии героев спектаклей «Чайковский», «Красная Жизель», «Роден», «Русский Гамлет», «Реквием», «Мой Иерусалим» и других выдающихся творений мастера, представленных на «Эйфман-гала».
Балет «Анна Каренина», который коллектив привез на свои московские гастроли и отрывок из которого показали на гала-концерте, — сплошной клубок обнаженных нервов. В который раз смотришь этот спектакль и каждый раз поражаешься, как возможно достичь в хореографическом искусстве такой невиданной ранее глубины, довести спектакль и зрителей, смотрящих его, до точки кипения, когда буквально не только кожей, но всем своим существом чувствуешь и сопереживаешь происходящему на сцене.
Все эпизоды в этом спектакле так плотно пригнаны один к другому и внезапно, со стремительностью лавины обрушиваются на зрителя, что невозможно перевести дух. Ночное эротическое томление главных героев, сцена скачек и следующий за ней дуэт Марии Абашовой (Анна) и Игоря Субботина (Вронский), последующее объяснение Карениной с мужем (Сергей Волобуев) поражает, потрясает до самых глубин. И достигается всё это не только благодаря гениальному мастерству хореографа, но и конгениальному мастерству его артистов, чувствующих Эйфмана каждой клеточкой своего тела и творчески откликающихся на его идеи.
Феноменальный танцовщик и артист труппы Олег Габышев, работающий в театре уже 16 сезон, наряду с Марией Абашовой и Сергеем Волобуевым – самые опытные и любимые зрителями артисты этого коллектива. На них буквально держится весь репертуар компании, и они умеют создавать на сцене образы, намертво врезающиеся в память. Понятно, что такой способностью понимать и тонко чувствовать хореографию Эйфмана пока обладают далеко не все солисты, представляющие новое поколение танцовщиков труппы. Но среди них выделяются особо органичные природе этой хореографии артисты, на которых хочется остановится подробнее.
Артем Лепков работает в компании с 2019 года. В гала-концерте он выступил только в одной роли – Евгения Онегина из одноименного балета Эйфмана, и эта важная для молодого артиста партия ещё ждет дальнейшего осмысления и наполнения. Выступления этого танцовщика я вижу далеко не впервые, поскольку читал лекции по истории хореографического искусства во время его обучения в училище при театре танца «Гжель». В этом сезоне я наблюдал своего бывшего ученика в партии Вронского в балете «Анна Каренина» и гордился им. Этот яркий дебют стал свидетельством того, насколько хорошо этот великолепный артист вписывается в эйфмановскую эстетику – театр невероятных эмоций, сильных страстей и таких же запредельных технических возможностей его артистов.
Другой талантливый артист труппы, Дмитрий Крылов, работает в театре на три года дольше. На гала-концерте в одном из фрагментов балета «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», премьера которого только что прошла на Исторической сцене Большого театра, вместе с Дмитрием Фишером (Мольер) и Любовью Андреевой (Арманда), тоже уникальными и давно работающими у Эйфмана артистами, удачно воплотил партию Командора, а в первом отделении концерта был особенно неотразим в сцене соревнований в бальных танцах из последнего балета Эйфмана «Эффект Пигмалиона».
Поражающий статью, эротической наполненностью образа и красотой линий: таков лидер нового поколения артистов этой труппы Игорь Субботин, переехавший в Санкт-Петербург из Москвы в 2013 году. Своими арабесками и прыжками он умеет выражать самые потаенные порывы души своих героев и исполнил на концерте сразу три партии: Комиссара во фрагменте балета «Красная Жизель», Фаворита в отрывке из балета «Русский Гамлет» и того же Вронского в «Анне Карениной». Все эти партии поданы артистом ярко, эмоционально и оставляют долгое «послевкусие»…
А открытием этого гала-концерта стал артист, работающий в театре шестой сезон – Дэниел Рубин. На гала-концерте в Москве этот закончивший московскую академию танцовщик из Калифорнии выступал особенно много. С шапкой кудрявых волос наподобие нимба он очень напоминает незабываемого великого танцовщика труппы Бежара Хорхе Донна. Дэниел тоже очень органичен и сверхобаятелен на сцене, поражает техническим потенциалом и искрит свой энергетикой. На Эйфман-гала он выходил в балете «Реквием» по циклу стихов Анны Ахматовой, шикарно смотрелся в «Хава нагиле» из балета «Мой Иерусалим» и показал большие отрывки из нового еще не выпущенного балета хореографа «Чайка. Балетная история».
К изменению своих спектаклей Эйфман давно приучил публику. «Чайка. Балетная история» будет уже седьмым балетом мастера, сочиненным им заново.
— Конечно, это немножко странно. Но я такой человек, я борюсь всё время с самим собой, мне все время хочется достичь чего-то идеального, – объясняет мне Борис Яковлевич существенные изменения в своих старых и любимых публикой спектаклях. — Может быть, в чем-то я ошибаюсь, но, судя по тому, что я вижу, какая реакция у зрителей, мне кажется, что они другие и более точно раскрывают вот именно моё сегодняшнее отношение к Мольеру, к Чайковскому, чеховской «Чайке». Это сложный вопрос, нужно ли это делать или нет. Может быть, и не нужно. Но я не всегда делаю то, что нужно, я всегда делаю то, что я чувствую и хочу сделать.