Знаменитый композитор, отметив 95-летие, написал новую песню для коровы
10 марта композитору Александру Зацепину исполнилось 95 лет. С тех пор он продолжает принимать поздравления, участвует в мероприятиях в свою честь. 9 апреля в Москве состоится его большой юбилейный концерт. Зацепин написал музыку к комедиям Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию», к картинам «Земля Санникова», «Женщина, которая поет», мультфильмам «Ну, погоди!», «Тайна третьей планеты», «Фильм, фильм, фильм».
24 марта юбилей Зацепина отпраздновали в Театре кукол Образцова, сыграв спектакль «Барон Мюнхгаузен», где звучат его песни. А через несколько дней Александра Сергеевича принимали на «Союзмультфильме», с которым он активно сотрудничает, а с утра пораньше в день своего визита прислал новую песню для сериала «Оранжевая корова». Юбиляру показали на большом экране «Девчачьи штучки» и еще несколько серий, где звучат его песни. Сам он что-то уловил, чего другие не заметили, и спросил: «Кто новогоднюю песню написал? Я люблю текст глазами посмотреть». И попросил о встрече со своим соавтором. «А без музыки и молока бы не было», – считает юбиляр.
Вместе с юными актерами, принимавшими участие в создании картины, которые знают его песни наизусть, Александр Зацепин поднялся на этаж, где создается «Оранжевая корова». Теперь совсем другое производство, все не так, как было в прежние годы, когда он работал с Качановым и Хитруком. Многое делается при помощи компьютеров. Александру Зацепину, который одним из первых у нас освоил новейшие технологии в музыке, было интересно увидеть, как все сейчас происходит в мультипликации. Удивительно, что он проявил такую заинтересованность и обошел всех, кто занят в производстве фильма.
«Когда рисуешь не на бумаге, — это одно, а на планшете и в компьютере сразу же можно отчего-то отказаться, что-то поменять или вообще отменить, – объясняет гостю художник «Оранжевой коровы». – Все сейчас гораздо проще, поэтому мы работаем быстро. Можем делать по серии в неделю. Это мировой стандарт».
Зацепин интересуется тем, на каких компьютерах работают создатели мультфильма и сам рассказывает: «У моей дочери такой же компьютер. Она работает переводчиком во Всемирной организации здравоохранения». Его дочь живет в Европе. А сам Александр Зацепин еще в 1982 году уехал во Францию, но живет и у дочери в Швейцарии, и в Москву приезжает.
Его возвращению на «Союзмультфильм» мы, скорее всего, обязаны директору студии Борису Мошковцеву, родители которого многие годы были дружны с Зацепиным.
«У Александра Сергеевича уже была высокотехнологичная студия с компьютером и синтезаторами в тот период, когда я имел представление только об обычных аналоговых музыкальных инструментах и не понимал, как это все работает, что такое файлы, — вспоминает Борис Мошковцев. — Это было что-то непостижимое. И я заразился двумя вещами – технологиями в творчестве и музыкой в кино, хотя в тот момент и не собирался им заниматься. Прошли годы, и я оказался на «Союзмультфильме». Когда обратился к Александру Сергеевичу, он сказал: «Это все слухи, что я дорогой композитор. Я бы с удовольствием поработал для «Союзмультфильма». С этой репликой я пришел к Алене Оятьевой и Елене Черновой (режиссеры анимационного кино – С.Х.), которые и ухватились за его слова, как за спасательный круг. Те, кто с нами пришел на студию три года назад, помнят, что это был за корабль, состоящий из отдельных досок, а больше кирпичей, которые тянули на дно. И надо было как-то плыть. Всем нужен был повод для вдохновения. Для нас оно связано с появлением Александра Сергеевича, благодаря которому поднялись первые наши проекты. Исторически на «Союзмультфильме» всегда большое внимание уделялось музыкальной культуре, которая формирует гармоничное развитие ребенка. Мой слух тоже формировался на красивой музыке. Я стал фанатом песен Александра Сергеевича, написанных к «Оранжевой корове».
Во время экскурсии по этажу, где создается этот фильм, Борис Мошковцев рассказывал Александру Зацепину об особенностях производства: «Вы можете сделать библиотеку персонажей, характерных эмоций, движения рук. За счет этого в руках аниматоров все персонажи ведут себя примерно одинаково». Зацепин заметил, что у него тоже есть музыкальная библиотека: «Времени нужно много потратить, чтобы найти то, что тебя нужно».
Режиссер Алена Оятьева, знакомая нам по мультфильмам «Евгений Онегин», «Жила-была Муха», специально приехала из Петербурга, чтобы встретиться с Александром Зацепиным. Она стала продюсером «Оранжевой коровы». Между ними возник интересный диалог, лишний раз подтверждающий, что Зацепин чужд всяческих церемоний и чинопочитания.
Иногда у меня было ощущение, что я слушаю музыку Александра Сергеевича, и все остальное теряется. Ваш уровень таков, что я даже не могу что-то комментировать.
— Вы могли бы сказать, что вам что-то не нравится.
— Как я могу такое сказать? Мы выросли на вашей музыке. Как мы мечтали поработать с таким композитором! Внутри вашей музыки с ее утрированным гротесковым темпом и ритмом всегда заложена анимация. Если смотреть фильмы Гайдая, выключив звук, но оставив вашу музыку, то совершенно спокойно можно туда поместить анимационное изображение.
Чуть больше недели назад на Открытом анимационном фестивале в Суздале отмечали сорокалетие мультфильма «Тайны третьей планеты» режиссера Романа Качанова, музыку к которому написал Александр Зацепин. Сам композитор туда поехать не смог, и теперь ему преподнесли в подарок петуха с нотами, изготовленного из фарфора. Александр Сергеевич внимательно на него посмотрел и сказал: «Не знает нот, но я с ним позанимаюсь».
Завершилась встреча застольем. Дорогого гостя угощали лавандовыми блинчиками голубого цвета и каннеллони с малиной.